368.media

Крах «Лисичанскугля»: долги перед китайцами, коррупционные сделки и проблемы с продажей топлива

С ОАО «Лисичанскуголь» год от года увольняется все больше людей, долги по зарплате достигли 82,4 млн гривен, а на предприятии висит кредит под залог оборудования, убытки стабильно и быстро растут, а добыча угля ежегодно снижается.

Чтобы понять, что стало причиной такого плачевного состояния «Лисичанскугля», редакция 368.media   решила ознакомиться с материалами аудита предприятия за период с 1 мая 2017-го по 31 октября 2019 года.

Отток кадров

В феврале 2004 года ГП «Лисичанскуголь» реформировали в ОАО «Лисичанскуголь», но его единственным акционером на данный момент является Минэнерго. В состав входят 11 структурных подразделений, в том числе четыре шахты: шахта им. Капустина, шахта им. Мельникова, Новодружеская и Привольнянская.

Количество работников  «Лисичанскугля» тает с каждым годом: если в 2017 году их количество составляло 3,8 тыс. человек, то в 2018-м — 3,5 тыс., а за 10 месяцев 2019 года сократилось до 3,3 тыс. человек. Количество руководящего состава при этом почти не уменьшилось — в основном, сократилась численность работающих в шахтах людей.

На бумаге размер средней зарплаты на предприятии вырос с 8 тыс.    до 11 тыс. гривен за три года. По факту же к концу октября 2019 года ОАО «Лисичанскуголь» успело накопить долгов по зарплате на 82,4 млн гривен.

Не лучше выглядит и чистый финансовый результат предприятия — оно стабильно убыточно, хотя должно приносить прибыль. В 2017-м убытки составили 796,7 млн гривен, в 2018-м — 714 млн гривен, а за девять месяцев 2019-го — 173 млн гривен. При этом с мая 2017-го по конец октября 2019-го из бюджета предприятию выделили 958,4 млн гривен.

Стоимость активов предприятия при этом стабильно падает: в 2017-м они составляли 968,3 млн гривен, а к концу сентября 2019-го их стоимость упала до 859 млн гривен. Ну и ко всему прочему на предприятии систематически не выполняются планы по добыче угла и прибыли — в последнем случае предприятию не удается достигать даже запланированных убытков, не говоря уже о прибыли.

Обязательства перед китайцами

Отдельно стоит остановиться на долгах предприятия. Еще в 2011 на предприятии взяли в долг у Госбанка развития КНР 85 млн долларов на переоснащение шахты им. Мельникова. В качестве залога по кредиту выступает оборудование стоимостью 59,4 млн долларов, а также права на прибыль от реализации угля! Кредит надо вернуть до конца 2020 года, но задолженность по нему все еще составляет 20,5 млн долларов.

Кроме того, с 2014 года предприятие не платит по нему проценты и основные платежи. Деньги выплачивает Мининфраструктуры, в связи с чем у ОАО «Лисичанскуголь» возникла перед ним задолженность, которая на данный момент составляет уже почти 91 млн долларов. Учитывая финансовое состояние «Лисичанскугля», перспективы возвращения этих долгов весьма туманны.

Провалился и проект переоснащения шахты им. Мельникова. По плану, с новым оборудованием шахта должна была с 2013 года включительно выдавать 1,1 млн тонн угля, по факту же результат — около 450 тыс. тонн угля. Таим образом добиться запланированных объемов выработки за счет переоснащения не удалось, а долговая нагрузка на предприятие растет с каждым месяцем.

Как оказалось, более трети приобретенного в рамках программы оборудования в работу так и не запустили. Всего на данный момент простаивает более 180 единиц купленного для шахты оборудования, 42 из них — непосредственно за деньги Госбанка развития КНР. По состоянию на конец аудита на складе продолжало пылиться оборудование стоимостью около 42,4 млн гривен, еще часть оборудования стоимостью 6,6 млн гривен хранится просто под открытым небом.

При этом ОАО «Лисичанскуголь» не может пользоваться в полном объеме своими запасами угля — 5,5 тыс. тонн на сумму 3,3 млн гривен находятся в банковском и налоговом залоге из-за кредита, взятого в 2003 году в банке «Надра». Учитывая то, что продать этот уголь на аукционах не удается, а о сохранности его на ОАО «Лисичанскуголь» не беспокоятся — он лежит под открытым небом, уже утратив свои качества и превысив сроки хранения, в случае выставления его на аукцион его необходимо будет заменить — предприятие из-за замены потеряет уголь еще на такую же сумму.

Стоит при этом отметить, что компания, впрочем, как и большинство государственных угледобывающих предприятий страны, из-за отсутствия индивидуального подхода к формированию стоимости на оптовом рынке угля вынудили торговать углем ниже его себестоимости, хотя она неуклонно растет. При этом продавался уголь по ценам зачастую в четыре раза меньше себестоимости, а бюджетная поддержка компенсировать эту разницу не могла. В целом, из-за продажи угля ниже себестоимости компания за отчетный период потеряла 1,5 млрд гривен.

Так, если в 2017-м средняя себестоимость добываемого ОАО «Лисичанскуголь» угля составляла 7,3 тыс. гривен, то продавало предприятие его в среднем по 1,9 тыс. гривен, в 2018-м углем ОАО «Лисичанскуголь» торговали в среднем по 2,1 тыс. гривен при средней себестоимости в 5,2 тыс. гривен, в 2019-м — по цене 1,7 тыс. гривен при себестоимости в 6,9 тыс. гривен. При этом весь уголь предприятие поставляет в рамках Оптового рынка угольной продукции Украины и вынуждено мириться с его ценами.

Себестоимость угля на предприятии пытались снижать — была запланирована программа финансирования, которая по задумке должна была в 2019 году снизить затраты на производство угля на 15,3 млн гривен. Кроме того, объемы добычи угля постоянно падают. К примеру, если в ноябре 2017-го работники шахт ОАО «Лисичанскуголь» добыли 31,5 тыс. тонн угля, то в октябре 2019-го — 5,9 тыс. тонн, самый низкий показатель за всю историю. Ежегодно на предприятии просили деньги на переоснащение шахт: в 2017-м 487 млн гривен, в 2018-м — 455,6 млн гривен, в 2019-м — уже 731,4 млн гривен. За весь отчетный период из бюджета деньги на эти цели так и не поступили. Самостоятельно обновляться ОАО «Лисичанскуголь» тоже не может из-за отсутствия оборотных средств.

Реализация добытого угля, впрочем, на предприятии тоже падает, и в последнее время даже быстрее, чем снижаются объемы его производства — с мая 2019 года предприятие сильно сократило продажи, а остатки угля на складах начали расти, в основном, за счет угла, добываемого в шахте имени Мельникова. На конец октября 2019-го запасы угля составляли уже 22,2 тыс. тонн, а поскольку хранится он опять же под открытым небом, через год с момента добычи их можно будет выкинуть, убытки составят около 14 млн гривен. С момента добычи этого угля на данный момент прошло уже от семи до 11 месяцев.

Интересно при этом, что руководство ОАО «Лисичанскуголь», а за отчетный период там сменилось уже шесть руководителей, не особо заботит реализация топлива. К примеру, в августе прошлого года с «Центрэнерго» был заключен договор на поставку угля без обработки напрямую их шахт на 30 млн гривен. ОАО «Лисичанскуголь», которым на тот момент руководил Юрий Ласиков, почему-то поставило только 5,8 тыс. тонн из 16 запланированных тысяч тонн угля — остальное на данный момент доживает свой срок пригодности под открытым небом, а на ОАО «Лисичанскуголь» сформировалась перед «Центрэнерго» кредиторская задолженность, не говоря уже об упущенной выгоде.

На данный момент «Лисичанскуголь» уже не может поставить этот уголь на «Центрэнерго», поскольку предприятие должно оплатить транспортные расходы, а денег на это уже нет. В феврале администрация обратилась в Минэнерго и «Центрэнерго» с просьбой оплатить доставку. Кроме того, на предприятии просят официальный Киев решить вопрос и с обогащением угля — денег на это у ОАО «Лисичанскуголь» тоже нет.

Лишняя инфраструктура

Сокращаются и недвижимые активы предприятия: по состоянию на начало аудита у него на балансе было 16 недостроев, строительство которых начали в промежуток между 1987-м и 2004-м годами, но никто закончить их даже не пытается. Более того, за это время шесть таких зданий общей стоимостью 4,4 млн гривен решили просто списать.

Причем даже списать их на ОАО «Лисичанскуголь» нормально не могут — там неоднократно направляли в Минэкоэнерго соответствующие запросы, но в министерстве всегда возвращали их назад: работники дирекции по капстроительству, инвестиционной деятельности и реструктуризации под руководством Владимира Симинченко до сих пор не смогли пока справиться с правильным оформлением документов на списание.

 

А между тем, содержание некоторых таких объектов стоит денег. К примеру, начатое в 1994 году раскрытие и подготовка горизонта 820 м до сих пор не закончено, но из-за того, что объект не списан, вынужденно эксплуатируется его вспомогательный ствол, за охваченный аудитом период расходы на его работу составили 6,6 млн гривен.

Немало расходов приносит также содержание 20 объектов социальной инфраструктуры: это три детсада, санаторий, детский лагерь, пять баз отдыха, семь коттеджей, общежитие и два клуба. За отчетный период на них потратили 42 млн гривен, получив при этом от этих объектов лишь 6,4 млн гривен доходов. На ОАО «Лисичанскуголь» уже который год пытаются передать их в коммунальную собственность Лисичанскому горсовету, но чиновники упорно отказываются — здания необходимо серьезно ремонтировать. Отремонтировать их за свой счет ОАО «Лисичанскуголь» не в состоянии и продолжает тратить деньги на их содержание.

Тендерная коррупция

Отдельного внимания стоят закупки предприятия. К примеру, в ходе аудита выяснилось, что закупки на суммы до 200 тыс. гривен на предприятии предпочитают проводить без конкурса и с нарушением закона. Таким образом за отчетный период на предприятии без конкурса провели закупок на шесть миллионов гривен. Кроме того, уже в ходе аудита выявили и вовремя отменили закупок на 102,4 млн гривен — данные закупки вообще не соответствовали тендерным условиям, но до прихода аудиторов на предприятии это никого не смущало.

Одной из причин внутренней неразберихи на ОАО «Лисичанскуголь» включая закупки без конкурсов, немотивированные задержки поставок угля и неспособность правильно оформить документы на списание активов аудиторы считают беспрецедентную текучесть управленческих кадров: с сентября 2016-го по конец мая 2019-го там сменились четверо руководителей, причем ни с одним из них не заключался контракт — все были исполняющими обязанности. С мая прошлого года по данный момент сменились еще четверо и таким же образом, на данный момент обязанности гендиректора «Лисичанскугля» опять же без контракта исполняет Игорь Малышевский.

Кроме того, до сих пор не проработан порядок взаимодействия структурных подразделений ОАО «Лисичанскуголь», а в некоторых положениях про структурные подразделения функции и задания этих подразделений вообще не соответствуют цели их создания. К примеру, в списке заданий коммерческой дирекции почему-то нет реализации угольной продукции, в списке заданий отдела маркетинга — продвижения продукции на рынке.

Отсутствие внутреннего контроля, в свою очередь, привело к завышению на предприятии стоимости и объемов горных работ — на переплатах ОАО «Лисичанскуголь» потеряло из-за этого 55,7 тыс. гривен.

В итоге по результатам аудита Минэкоэнерго посоветовали назначить на ОАО «Лисичанскуголь» полноценного руководителя с подписанным контрактом. Что же касается самого предприятия, то ему рекомендовали все же реализовать уголь, который портится на открытых складах, соблюдать закон при бюджетных закупках, разобраться с функциями структурных подразделений и выходить на онлайн-площадки для организации угольных торгов.

 

Exit mobile version