368.media

Самая большая крепость Украины перестала привлекать туристов

Белгород-Днестровская крепость – самая большая и луше всех сохранившаяся в стране, с каждым годом привлекает все меньше и меньше туристов. Об этом редакции 368.media сообщил известный одесский археолог и исследователь фортификационного памятника Андрей Красножон.

«На мой взгляд, который сформировался при посещениях крепости на протяжении последних месяцев, туристический бум не наблюдается. Сравнивая с прошлыми годами (археолог занимается полевыми исследованиями в крепости с 2007 года – Ред.), чисто визуально, народу на памятнике сегодня бывает гораздо меньше. И это несмотря на то, что с текущего сезона введены льготы на вход в крепость жителям Белгорода-Днестровского», – пояснил он.

По его словам, хотя политическая ситуация в стране не способствует увеличению туристического потока, однако это ставит перед властями вопрос скорейшего проведения реставрационных и противоаварийных работ, поскольку, как показывает практика, деньги, полученные от продажи билетов не способны содержать такой внушительный памятник архитектуры, общее состояние уже критическое.

Археолог знает каждый камешек крепости

Северная стена и башня №3.1

Одной из первоочередных проблем является состояние северной стены, которая может рухнуть в скором времени. По данным Красножона, фортификации вдоль обрывистого берега лимана с северной стороны, начала разрушаться еще в начале 1890-х годов. Противоаварийным и работами в 1920-х и 1960-х годах удалось остановить этот процесс, но ситуация остается стабильно критической. Фундамент северной стены повис над обрывом, образовался ее существенный крен в сторону лимана. Если основание стены не укрепить, обрушение этого участка крепости будет неминуемым и весьма скорым. Проект по укреплению был разработан несколько лет назад, но в связи с финансовыми сложностями, реализация отложена. Если он будет воплощен в жизнь, крепость простоит еще не одну сотню лет.

Башня № 13 после обрушения. Апрель 1953 года

Есть и другие, еще более вопиющие случаи чиновничьей халатности. Несколько лет назад во время раскопок на территории крепости грунтовый отвал был сброшен в пустую, открытую башню № 3.1. Очень скоро грунтовая засыпка стала набирать влагу от дождей, распирать стены сооружения, грозя их скорым обрушением. Уже насквозь промок фасад. Пошли трещины. Теперь башню надо спасать путем извлечения отвала и проветривания.

Опекунский совет «Аккерманская крепость»

Недавно с целью спасения объекта и привлечения туристов группа граждан организовала опекунский совет «Аккерманская крепость». Пока о результатах его плодотворной деятельности ничего неизвестно. Андрей Красножон считает, что данная организация состоит из членов, которые исследованиям средневековой фортификации или реставрации этого памятника отношения не имеют. По его словам, с таким же успехом соседи двора могут создать опекунский совет «Одесской филармонии» или «Института археологии Академии Наук Украины».

«Больше всего удивило, что в совет входит одесский археолог Татьяна Самойлова, которая специализируется на раскопках античного города Тира, руины которого расположены на примыкающей к крепости территории. Все эти годы Самойлова была, скажем так, доброй знакомой Натальи. Штербуль – бывшего начальника областного управления охраны памятников. Влияние в крепости этих двух персон за последние лет 20 трудно переоценить. В частности, именно при содействии Штербуль в 2011 году на территории крепости было создано пресловутое КП «Фортеця». Его первый директор Никита Петраков декларировал цели предприятия так: заработать средства на билетах, чтобы направить их на нужды самого памятника – актуальную реставрацию и укрепление аварийных участков. К сожалению, за три года деятельности КП ни копейки не было вложено в укрепление фундамента самой проблемной части сооружений – северной стены. Зато миллионы гривен были взяты в кредит на строительство скандальных объектов инфраструктуры на территории памятника – турникеты в башне 15 века, система видеонаблюдения, информационный павильон и общественный туалет, который так и не ввели в эксплуатацию», – сетует исследователь.

Башня № 3 с промокшим насквозь фасадом. Упадет следующей

По данным Красножона, в 2008 году одним из сотрудников управления была уничтожена уникальная башня 1440 года постройки – Средние ворота. В том же году при реставрационных работах в башне № 29 уничтожили культурный слой без всяких предварительных археологических изысканий в ее заполнении. Похоже, что в основе создания совета находятся какие угодно цели, но только не научные и даже не опекунские.

Смена руководства

Археолог утверждает, что в нынешней ситуации смена прежнего руководства КП пошла крепости на пользу. Изменилась ценовая политика по продаже билетов. Угас давний конфликт из-за крепости с городскими властями. На прилегающей территории, наконец, убраны многолетние мусорные завалы. Впервые за много десятков лет открываются для посетителей новые башни. Несмотря на сложную финансовую ситуацию, оставленную в наследство прежним директором, планируется постепенное восстановление нескольких деревянных лестниц в средневековом стиле – в тех самых местах, где прежде сохранялась опасность хождения по стенам и происходили несчастные случаи с посетителями.

Exit mobile version