368.media

Экс-нардеп Шкрибляк реализует новую угольную схему для «Центрэнерго»

Экс-нардеп Анатолий Шкрибляк со своим подельником Романом Белоусовым готовятся к запуску новой угольной схемы — на этот раз коррупционные поставки планируют организовать на ПАО  «Центрэнерго». Об этом редакция 368.media   узнала от собственных источников в угольной отрасли.

По информации нашего источника, брат Белоусова – сотрудник руководящего звена т.н. «МГБ ЛНР». Именно он помог Шкрибляку с Белоусовым договориться о поставках угла — сейчас договоры на стадии подписания.

Уголь якобы планируют поставлять как из РФ так из Украины через обогатительную фабрику «Богучарская» в Покровске Донецкой области. Договориться с «Центрэнерго» о поставках тоже было несложно — и.о. гендиректора «Центрэнерго» является Александр Корчинский, который более 10 лет проработал в топ-менеджменте энергогруппы Шкрибляка на ООО «ТехНова» (Черниговская ТЭЦ).

Что касается фабрики «Богучарская», то через нее, как утверждает наш источник, уголь будет проходить только по документам, его реальное происхождение пока неизвестно. Что же касается поставок угля из непризнанной ДНР, то он будет, как и ранее, идти через Россию и поставляться в Украину по так называемой схеме прерванного транзита. На «Центрэнерго» Шкрибляк с Белоусовым планируют поставлять уголь марки «Г», объем поставок — до 100 тыс. тонн в месяц.

Стоит отметить, что о предыдущей угольной схеме Шкрибляка при участии Белоусова мы уже писали не раз. Авторами данной схемы являются экс-нардепы Анатолий Шкрибляк и Игорь Кононенко, доверенное лицо Петра Порошенко. Масштабы хищений впечатляют — с 2017 по 2019 годы из госбюджета украли, по данным следствия, более трех миллиардов гривен.

Главной, но далеко не единственной схемой в их махинациях были поставки якобы европейского угля на группу ТЭЦ Шкрибляка. Это ООО «ТехНова» (Черниговская ТЭЦ), ООО «Евро-реконструкция» (Дарницкая ТЭЦ), ООО «Сумытеплоэнерго» (Сумская ТЭЦ) и ПАО «Черкасское химволокно» (Черкасская ТЭЦ).

Фирмы Шкрибляка поставляли на ТЭЦ уголь, якобы купленный при посредничестве подконтрольных фирм у иностранных поставщиков, которые на деле принадлежат занимающимся контрабандными поставками угля украинским бизнесменам Руслану Глущенко, Дмитрию Коваленко и Юлии Иванечки. На самом же деле в Украину по сути возвращался уголь, добытый на неподконтрольных территориях и в РФ.

К примеру, согласно грузовым таможенным декларациям, груз мог идти транзитом из России в Молдову, но в пути в декларации вписывали новых получателей, и уголь уходил на ТЭЦ якобы по контрактам с иностранными поставщиками. При этом за счет участия в схеме подконтрольных украинских и зарубежных фирм-посредников стоимость поставки существенно увеличивали, а после при помощи этих же фирм выводили деньги «в тень».

Кроме того, при помощи НКРЭКУ на ТЭЦ Шкрибляка запустили схему присвоения средств за счет так называемого дополнительного списания запасов угля на складах. Шкрибляк и его помощники встречались с главой НКРЭКУ Дмитрием Вовком и достигли «взаимопонимания» — результатом стало то, что в НКРЭКУ ежегодно согласовывали заявки ТЭЦ Шкрибляка для утверждения завышенного тарифа на следующий год и утверждали режимы работы предприятий, включая завышенные нормы расхода угля. По факту на ТЭЦ тратили гораздо меньше топлива, чем на бумаге, он накапливался на складах и его пускали в оборот по схеме дополнительного списания и через систему инвентаризаций «возвращали» на склад, оформляя как валовый доход. Эти деньги делили между участниками схемы.

Еще одна схема — формирование налогового кредита за счет фиктивных финансовых операций: по данным следствия, так могли вывести «в тень» около 144 млн гривен при помощи подконтрольных ООО «Гаур Плюс», ООО «Глобалбуд Инвест», ООО «Инфокс Трейдинг», ООО «Стаймекс», ООО «Монтажбудпродряд» и ООО «Каспий Груп».

Помимо Шкрибляка, Кононенко и Белоусова в схеме, как мы уже писали была задействована Елена Мазурова, бывший сотрудник ГФС, которая отвечала за переговоры с НКРЭКУ и ГНС, а также занималась с Белоусовым организацией поставок угля и многим другим. Привлек к схеме Шкрибляк и своего бизнес-партнера Александра Штипельмана, который отвечал за поставки угля на ТЭЦ и контакты с зарубежными участниками схемы.

Мазурова же, в свою очередь, привела в схему брата Андрея Мандренко — на нем был контроль над отделами снабжения всех ТЭЦ. Кроме того, Мазурова привлекла в схему к обеспечению юридических вопросов и вопросов безопасности своих бывших подчиненных из работников ГФС — это Алексей Баула и еще несколько человек — Шапор, Павлий, Воропай. Шапор организовывает юридическое сопровождение взаимоотношений ТЭЦ и НКРЭКУ и руководит юридическими подразделениями на ТЭЦ, а Павлий отвечает за внутренние ревизии, согласовывает бюджеты ТЭЦ и подписывает все необходимые бумаги, а также сопровождает проверки на ТЭЦ со стороны НКРЭКУ и ГНС. На Воропае работа подразделений службы охраны и безопасности, кроме того, он, как и Павлий, сопровождает проверки на ТЭЦ и остальных фирмах и отвечает за решение возникающих в их ходе проблем.

Есть еще протеже Романа Белоусова Сергей Кондуфоров, который стал начальником угольного департамента управляющей компании и непосредственно руководит подразделениями на ТЭЦ, которые принимают уголь на склады, контролируя внесение в документацию фальсифицированные данных о качестве угля, главный бухгалтер управляющей компании Ольга Пархацкая и помогающий ей в финансовых вопросах Павел Лозневой.

Интересно, что большинство из этих фамилий, включая Шкрибляка, есть в уголовных производствах, открытых по факту хищения средств при помощи ТЭЦ Шкрибляка. Однако, соратнику Петра Порошенко Игорю Кононенко пока что удается избегать внимания правоохранителей.

Кроме того, по нашим данным, по факту махинаций на ТЭЦ Шкрибляка было открыто аж пять уголовных производств. Тремя из них занимаются в ГСУ Нацполиции, причем два были открыты Офисом генпрокурора в июне этого года, а еще одно расследуют с октября 2019-го, но и по одному из этих трех уголовных производств не ведется пока никаких следственных действий.

Немного результативней оказались следователи СБУ, которые открыли еще два уголовных производства. Впрочем, по одному из них, открытому в октябре 2019-го по ч. 1 ст. 258-3 УК, активные следственные действия закончились в мае этого года, после того, как завозимый на Черниговскую ТЭЦ уголь по решению суда отправили на экспертизу, еще одно по ч. 4 ст. 110-2 УК, в СБУ открыли в августе этого года, но за судебными разрешениями на проведение обысков, экспертиз и т.д. пока не обращались.

Exit mobile version