368.media

Многомиллионные долги, убытки и никаких претензий: руководство шахты «Краснолиманская» подыгрывает Кропачеву

В Госаудитслужбе считают, что руководители госпредприятия « Угольная компания «Краснолиманская»  не старались поправить положение шахты, выполняя свои функции скорее формально и действуя в угоду владельцев ООО «Краснолиманское», которые фактически захватили госпредприятие. В распоряжении редакции 368.media оказались материалы аудита ГП «УК «Краснолиманская» за период с января 2016 по июль 2019 года.

О внешних причинах краха госшахты, которые привели ее к такому положению, мы уже писали, однако упадку в немалой мере способствовали также внутренние управленческие решения на предприятии.

Прибыль там и не планировали, но реальные убытки во много раз превысили запланированные: если на 2017 год запланировали убыток в четыре миллиона гривен, то в реальности потеряли 128,2 млн, в 2018-м планировали выйти в «минус» на 16,4 млн гривен, а вышло 37,7 млн гривен. Реально оценили ситуацию только в 2016 году, получив примерно столько убытков, на сколько и рассчитывали — почти 40,3 млн гривен. За первое полугодие 2019 года предприятие понесло убытки в 4,1 млн гривен.

Управленческий хаос

С конца 2015 года по данный момент на предприятии сменилось шесть (!) руководителей. До середины марта 2018 года обязанности генерального директора предприятия исполнял Александр Дубовик, ставленник тогдашнего министра энергетики Владимира Демчишина и близкого к «БПП» бизнесмена Сергея Тригубенко.

После того, как в 2017 году в состав учредителей ООО «Краснолиманское», с которым вынужденно сотрудничает ГП «УК «Краснолиманская», вошла структура ООО «Укрдонинвест» бизнесмена из Тореза Виталия Кропачева и в 2018 году захватила 100% в уставном капитале, Дубовика на посту и.о. гендиректора ГП «УК «Краснолиманская» сменил человек Кропачева Алексей Райчев.

С этого момента руководители менялись максимум раз в 8 месяцев: Райчев руководил  буквально два месяца, после чего был отправлен Кропачевым на «повышение» — возглавил ГП «Национальная угольная компания», в которое входят основные государственные угледобывающие предприятия: ГП «Мирноградуголь», ГП «Селидуголь» и ГП «Волыньуголь».

После этого место и.о. гендиректора ГП «УК «Краснолиманская» занял Юрий Корнеев, которого продержали на этой должности почти 8 месяцев — в конце января прошлого года его место занял Сергей Пидик, который и ныне сидит в кресле гендиректора.

Вместе с тем, несмотря на то, что Пидик до сих пор официально считается генеральным директором ГП, руководил он лишь до начала декабря, когда ему на смену назначили врио гендиректора Александра Удовиченко, а на данный момент вр.и.о. гендиректора ГП «УК «Краснолиманская» является уже Владимир Коваленко.

Под руководством Дубовика, и после людей Кропачева, неизменно падали объемы оборотных активов госпредприятия: если по состоянию на начало 2016 года их оценивали почти в 1,6 млрд гривен, то к началу 2019 года сумма оценки составила уже 1,39 млрд гривен. К тому же, по состоянию на начало 2019 года предприятие накопило дебиторскую задолженность более чем на 1,3 млрд гривен и 14,3 млн гривен сомнительных долгов, работа по возвращению которых не велась и не ведется.

Во многом опять же благодаря вынужденному сотрудничеству со структурами Кропачева, таким образом, собственный капитал предприятия упал с 268,6 млн гривен в 2016 году до 23,4 млн гривен по состоянию на начало 2019 года, а на данный момент на предприятии и вовсе уже не платят зарплату. Что касается собственной задолженности предприятия, то с 1,78 млрд гривен на 1 января 2016 года к концу первого полугодия 2019 года она выросла до 2,8 млрд гривен. Только налоговый долг ГП «УК «Краснолиманская» по состоянию на начало 2020 года составляет уже более 703 млн гривен!

Выкачивание средств

Мы уже описывали схему, благодаря которой ГП «УК «Краснолиманская» оказалось в заложниках принадлежащего на данный момент Виталию Кропачеву ООО «Краснолиманское» и в результате которой работники ГП сначала добывают уголь для частной фирмы, а потом ГП «УК «Краснолиманская» еще и покупает у ООО «Краснолиманское» этот уголь для последующей продажи. Однако разворовывали предприятие не только по этой схеме — в финансовой яме оно оказалось еще и благодаря действиям руководства, которое привлекло посредников даже к процессу реализации угля.

В период управления Дубовика — это были близкие к Тригубенко предприятия ООО «Торговый дом-Ресурс» и ООО «Дантрейд», которые покупали у ГП «УК «Краснолиманская» уголь по заниженной на треть цене, продавая его затем «Центрэнерго» и Углегорской ТЭЦ по рыночным ценам — этими сделками занимается НАБУ, у самого Дубовика в августе 2019 года прошли обыски. Всего же с 2016 по 2019 годы у ГП «УК «Краснолиманская» было 11 таких поставщиков, среди которых также ООО «Укрдегазация», ООО «Донуглепоставка», ООО «Марвил Лтд», ООО «Профсмарт», ООО «Обогатительная фабрика №105», ООО «Энерсол Груп» и другие, фигурирует там и ООО «Шахтерсктранс» Кропачева.
Что касается собственного угля ГП «УК «Краснолиманская», который продавало предприятие, то в 2016 году его реализовали перекупщикам по средней цене в 966 гривен за тонну, в то время, как его себестоимость составляла более двух тысяч гривен — ущерб составил 34,2 млн гривен. В 2017-2018 годах собственный уголь предприятие уже продавало хоть и ненамного, но дороже себестоимости.

Хуже обстоит дело с реализацией угля, покупаемого у ООО «Краснолиманское». Если до прихода на предприятие людей Кропачева в 2016 году госшахте давали получить небольшую прибыль от продажи покупного угля, то уже через год, после появления в составе учредителей фирмы «Укрдонинвест», ситуация в корне изменилась: купив у уголь за 521 млн гривен, госпредприятие продало его перекупщикам за 494,7 млн гривен, потеряв на каждой тонне около 70 гривен. Ущерб оценивается почти в 26,3 млн гривен.

В 2018 году, когда Кропачев установил полный контроль над ГП «УК «Краснолиманская», госпредприятие и вовсе прекратило торговать углем, но покупать его продолжило, приобретя уголь на 38 млн гривен для раздачи шахтерам и пенсионерам, а также для работы котельных. За первое полугодие 2019 года госшахта приобрела у Кропачева угля еще на более чем на 13,4 млн гривен.

За период аудита на реализации собственного угля госшахте дали заработать лишь 22,6 млн гривен, а на реализации угля частной фирме — менее 12 млн гривен. Чтобы прояснить денную ситуацию, аудиторы обратились с официальным запросом к генеральному директору Сергею Пидику, но тот в ответ написал, что все спорные решения принимались его предшественниками, он тут ни причем и сообщить ему нечего.

Простить долги

Аудиторы отметили и отсутствие инициативы всех руководителей «УК «Краснолиманская» в плане взыскания долгов. В частности, ГП «Государственная угольная компания» недоплатила государственной шахте 12,7 млн гривен, но она продолжала поставки. ГП «Уголь Украины» аналогичным образом задолжало почти 70,2 млн гривен. Никаких попыток вернуть эти долги  не предпринимали.

Только в апреле 2016 года, почти через год после начала процедуры банкротства ГП «Уголь Украины» в ГП «УК «Краснолиманская» направили заявление о денежных претензиях к ГП «Уголь Украины» в Хозсуд Киева. Там отказали в признании кредиторских требований из-за истечения сроков подачи заявления и отсутствия нужного пакета документов. Поданную после этого апелляцию отклонили по той же причине. В результате у предприятия появилась сомнительная дебиторская задолженность почти в 83 млн гривен — вернуть эти средства уже, скорее всего, не выйдет.

В целом, дебиторская задолженность «УК «Краснолиманская» по состоянию на конец первого полугодия составляла уже более 1,5 млрд гривен, и 1,4 млрд гривен из этой суммы должно госпредприятию ООО «Краснолиманское» Виталия Кропачева. На данный момент в суде пока безуспешно пытаются добиться выплаты 407,7 млн гривен из этой задолженности — данную сумму предприятие задолжало еще до 1 октября 2014 года, когда оно находилось в руках Игоря Гуменюка, но отсудить ее у фирмы получится вряд ли, поскольку иск «Краснолиманская» подала в июле прошлого года, а срок его подачи истек еще 1 августа 2017-го.

Задолженность в 350 млн гривен, возникшую с 1 января 2016-го по 1 декабря 2017-го, когда шахту по факту передали Тригубенко, а управлял ею Дубовик, в ООО «Краснолиманское» признавать тоже отказываются, заявляя, что это — следствие форс-мажорных обстоятельств. Судиться за эти деньги на госпредприятии не намерены якобы из-за отсутствия необходимых документов. Кроме того, уже после 1 декабря 2017-го, когда ООО «Краснолиманское» досталось Кропачеву, задолженность этой фирмы перед госпредприятием выросла еще почти на 545 млн гривен. Интересно, что по этим долгам ООО «Краснолиманское» у госпредприятия к фирме Кропачева претензий тоже не было — в ГП «УК «Краснолиманская» сообщили, что просто не нашлось средств для оплаты судебного сбора.

Сомнительные сделки

Отдельно аудиторы заинтересовались сотрудничеством ГП «УК «Краснолиманская» и сумским ООО «Теса-Груп», которое оформлено на жителей Донецка и Макеевки Сергея Богоутдинова и Сергея Кузьмина. За три с половиной года эта фирма получила подрядов более чем на 10,5 млн гривен. При проверке выяснилось, что предприятие отсутствует по указанному в реестрах юридическому адресу, в связи с чем выяснить, предоставляла ли оно вообще какие-либо услуги госшахте не получилось. Зато аудиторы установили, что на ГП «УК «Краснолиманская» даже не озаботились экспертизой проектно-сметной документации, в связи с чем убытки составляют как минимум 3,1 млн гривен. Заинтересовали аудиторов также сделки ГП «УК «Краснолиманская» с ООО «Торговый дом «Днепроммаш» и ЧП «Покровский завод «Спецремонт» — чтобы разобраться в вопросе сотрудники Госаудитслужбы направили запросы на оба предприятия с просьбой предоставить копии документов и актов сверки, но оба запроса остались без ответа.

Халатно на госпредприятии относятся и к вопросу сохранения, ремонта и обновления активов: к примеру, закупленные за 461,7 млн гривен аппаратура контроля уровня горной массы и котлы после покупки просто пылились на складе без запуска в производственный процесс. Более того, отправив в 2016 и 2016 годах на ремонт горные комбайны «РКУ-13» и «КСП-32», на ГП «УК «Краснолиманская» о них просто «забыли»: в первом случае госшахта попыталась судиться с ЧАО «Красноармейский завод технологического оборудования», которое не вернуло комбайн из ремонта, но не смогла доказать право собственности на комбайн, во втором случае к ООО «Покровский машзавод» иск даже не подавали, что привело к потере активов на 4,3 млн гривен.

Руководство ГП «УК «Краснолиманская» находится под полным контролем владельца ООО «Краснолиманское» Кропачева, что подтверждает официальное письмо нынешнего вр.и.о. гендиректора предприятия Владимира Коваленко Владимиру Зеленскому, в котором тот просит президента не решить проблему передачи ООО «Краснолиманское» угольных пластов шахты, а платить Кропачеву за уголь.

Что же касается Кропачева, то он продолжает загонять предприятие в долги и на данный момент пытается отсудить у ГП «УК «Краснолиманская» 2,8 млрд гривен за то, что в период с 2014 по 2017 госпредприятие якобы самовольно пользовалось недрами ООО «Краснолиманское» — в январе 2013 года Госслужба геологии и недр Украины выдала ООО «Краснолиманское» специальное разрешение на пользование недрами сроком действия до 19 декабря 2032 года и заключила с предприятием соответствующий договор.

ГП «УК «Краснолиманская» Кропачев на данный момент использует для влияния на процесс приватизации ПАО «Центрэнерго», к которому его пытаются не допустить в ФГИУ. «Центрэнерго» в Фонде госимущества пока что намерены отдать на приватизацию пакетом с ГП «УК «Краснолиманская», не пытаясь при этом никак решить проблему с тем, что весь уголь шахты принадлежит Кропачеву, а после завершения суда сумма накопленного и без того немалого долга может вырасти еще на 2,8 млрд гривен.

Редакция обращает внимание министра энергетики Алексея Оржеля, галвы Кабмина Алексея Гончарука, главы СБУ Глеба Баканова и президента Владимира Зеленского на целенаправленное уничтожение государственной шахты и захват ее имущества частной структурой.

Exit mobile version