368.media

Угольный бизнес Кропачева: «смотрящий» от президента банкротит шахту «Краснолиманская»

Несмотря на богатые угольные залежи, у угольной компании «Краснолиманская» фактически нет пригодных для добычи запасов угля — они находятся в руках донецкого бизнесмена Виталия Кропачева, а над самим госпредприятием нависла угроза банкротства из-за долгов и судебного иска на почти три миллиарда гривен. Хронику уничтожения госпредприятия раскрывают материалы аудита за период с января 2016 по июль 2019 года, который оказался в распоряжении редакции 368.media .

Согласно материалам аудита, с марта 2018 года по данный момент оно вообще не работает по основному профилю — добыча угля не ведется из-за того, что угольные пласты до 2032 года принадлежат Кропачеву, а доставшиеся предприятию угольные запасы уже истощены. Вся деятельность шахты в сфере добычи и реализации угля на данный момент сводится к бесплатной раздаче купленного у структуры Кропачева ООО «Краснолиманское» угля работникам и пенсионерам предприятия в соответствии с Горным законом и использованию опять же покупного угля для работы котельных ГП «УК «Краснолиманская». К тому же, по состоянию на начало 2019 года предприятие накопило дебиторскую задолженность более чем на 1,3 млрд гривен во многом опять же благодаря вынужденному сотрудничеству со структурами Кропачева.

На балансе госпредприятия насчитывается 18 угольных пластов, из которых только три активно разрабатываются. Общий балансовый запас угля по состоянию на январь прошлого года составлял 283,1 млн тонн угля из которых для промышленных нужд можно использовать 227 млн тонн. Промышленные и балансовые запасы угля на рабочих пластах составляют 103,1 млн и 141 млн тонн соответственно, но пользоваться ими госпредприятие права не имеет.

Аудит подтвердил, что первый шаг на пути к такому положению вещей был сделан еще в 2003 году, когда на госшахту «Краснолиманская» зашли первые частные инвесторы — люди близкого к тогдашнему премьер-министру Виктору Януковичу донецкого бизнесмена Игоря Гуменюка Александр Нелюб и Валерий Дудинов, которые учредили ООО «Краснолиманское».

При поддержке руководства Минтопливэнерго на баланс ООО «Краснолиманское» передали 65,4 млн тонн запасов угля, а ГП «УК «Краснолиманская» оформило соответствующие лицензии и горные отводы. В конце 2003 года ООО «Краснолиманское» получило от Минэкологии спецразрешение на пользование недрами до декабря 2014 года. При этом все расходы по добыче угля несло госпредприятие, а вот распределялся добытый уголь в пользу структуры Гуменюка.

В конце 2007 года ООО «Краснолиманское» получило еще 15,2 млн тонн запасов угля, что закрепило своим разрешением на пользование недрами Минохраны окружающей среды. Со стороны «УК «Краснолиманская» передаче пластов способствовал тогдашний глава госпредприятия Зиновий Пастернак, который в 2008 году вместе с бизнес-партнерами Игоря Гуменюка Сергеем Кузярой, Ириной Фридман и Василием Микулиным вошел в состав учредителей ООО «Краснолиманское».

Впрочем, уже в 2009 году Пастернаком внезапно занялась СБУ, заинтересовавшись аферой с патентом на его якобы новый способ добычи угля, за который даже до официальной регистрации патента госпредприятие выплачивало ему роялти, место Пастернака на посту директора занял Константин Киселев, а из состава учредителей ООО «Краснолиманское» его исключили. Киселева, в свою очередь, в 2011 году на посту директора госпредприятия сменил бывший до этого главой ООО «Краснолиманское» Алексей Козлов.

Процесс захвата шахты и ее угольных пластов Игорем Гуменюком продолжился в финале каденции Виктора Януковича на посту президента — в разгар Евромайдана в январе 2013 года Госслужба геологии и недр Украины выдала ООО «Краснолиманское» специальное разрешение на пользование недрами сроком действия до 19 декабря 2032 года и заключила с предприятием соответствующий договор. Для «деконцентрации угольных работ» «УК «Краснолиманская» для собственной разработки при этом выделили всего 15,2 млн тонн запасов угля, которые на данный момент уже давно подошли к концу.

Революция

У Игоря Гуменюка по факту шахту отобрали осенью 2014 года, когда на предприятие с бойцами добробата «Днепр-1» ворвался прежний директор ГП «УК «Краснолиманская» Константин Киселев — в сентябре 2014 года Октябрьский райсуд Днепропетровска восстановил его в этой должности. Впрочем, долго продержаться там ему опять не удалось — в октябре 2015 года СБУ задержала его и членов администрации госпредприятия по обвинению в незаконном использовании активов ООО «Краснолиманское».

После этого директором ГП «УК «Краснолиманская» с подачи тогдашнего министра энергетики Владимира Демчишина стал Александр Дубовик, сотрудников расположенного на территории госпредприятия ООО «Краснолиманское» оттуда выгнали, а весь производственный персонал переоформили на ГП «УК «Краснолиманская». Тогда же на предприятие зашел близкий к БПП бизнесмен Сергей Тригубенко, и уже в ноябре 2015 года госпредприятие заключило договор субподряда с харьковским ООО «Торговый дом-Ресурс», входящим в сферу его влияния.

Фирма по договору субподряда брала у шахты уголь на реализацию по заниженной на треть цене, но сбывала его «Центрэнерго» по рыночным ценам. Разницу присваивали. В течение 2015 года так реализовали более 65 тыс. тонн угля, причинив государству убытки на 24 млн гривен. Аналогичным образом уголь через субподрядчика «Дантрейд ЛТД» поставляли уголь на Углегорскую ТЭЦ: у шахтного предприятия фирма закупала уголь за 910 гривен за тонну, а вот продавала Углегорской ТЭЦ уже по цене 1,3 тыс. гривен за тонну — ущерб составил 3о4 млн гривен.

В 2016 году данные сделки стали предметом расследований НАБУ, а ГП «УК «Краснолиманская» заключило договоры с государственными операторами угольного рынка, но, согласно выводам аудита, ситуация на предприятии не улучшилась: с 2016 по 2017 годы оно работало с ГП «Госуглепостав» и ГП «Уголь Украины», однако те продавали уголь по заниженной стоимости, из-за чего шахта продолжала нести убытки.

В частности, по данным Оптового рынка угольной продукции, с 1 января 2016 года цена добываемого на шахте угля выросла с 1,18 тыс. гривен за тонну до 1,93 тыс. гривен за тонну к 1 апреля 2017 года и до 2,1 тыс. гривен к 1 сентября 2017 года. Между тем, ГП «Госуглепостав» продавало добытый на шахте уголь в июне 2017-го за 2,13 тыс. гривен, но уже в следующем месяце сбросило цену до 1,97 тыс. гривен, а в августе, когда на оптовом рынке цена выросла до 2,1 тыс. гривен, ГП «Госуглепостав» продавало его всего по 1,66 тыс. гривен.

Новый смотрящий

В 2017 году в состав учредителей ООО «Краснолиманское» вошла структура ООО «Укрдонинвест» бизнесмена из Тореза Виталия Кропачева, подминающего под себя угольную украинскую отрасль при покровительстве ближайшего соратника Петра Порошенко Игоря Кононенко.

Сначала в составе соучредителей еще оставался Сергей Кузяра, но к концу 2018 года доля ООО «Укрдонинвест» в уставном капитале ООО «Краснолиманское» составила уже 100%. Воспользовавшись тем, что право собственности ООО «Краснолиманское» на угольные недра до сих пор не отменено в судебном порядке, у Кропачева подали иск к ГП «УК «Краснолиманская» на 2,8 млрд гривен, заявляя, что в период с 2014 по 2017 год госпредприятие самовольно пользовалось недрами ООО «Краснолиманское».

Напомним,  30 декабря 2003 года между ООО «Краснолиманское» и ГП «УК «Краснолиманская» был подписан договор о предоставлении услуг производственного характера: государственная шахта обязалывалась предоставлять услуги на этапах производства от операций технологического комплекса до раскрытия и подготовки запасов угля. В связи с этим у Кропачева заявили, что с сентября 2014 года все активы, находящиеся в аренде у ООО «Краснолиманское», были захвачены, а государство вело несанкционированную добычу угля на пластах фирмы. Интересно, что, согласно материалам аудита, уголь, реализуемый ГП «УК «Краснолиманская» до конца 2017 года, действительно проходил по документам как купленный у ООО «Краснолиманское», суд по данному делу еще идет.

С приходом Кропачева собственная добыча угля на ГП «УК «Краснолиманская» полностью остановилась, а предприятие снова перешло на обслуживание интересов ООО «Краснолиманское», передав тому по ряду договоров и все оборудование, и персонал.

За 2018 год частная фирма заключило с ГП «УК «Краснолиманская» договоры аренды шахтного и другого производственного оборудования на общую сумму почти полмиллиарда гривен. При этом по договорам подряда с ООО «Краснолиманское» госпредприятие обязалось добывать уголь, расчищать новые пласты, ремонтировать старые выработки и оборудование. В общем, выполнять все работы, связанные с добычей, складированием и погрузкой добытого угля. При этом ГП «УК «Краснолиманская» по договорам еще и покупало у ООО «Краснолиманское» добытый таким образом уголь.

При всем этом на ООО «Краснолиманское» не платили за поставленные по договорам услуги ГП «УК «Краснолиманская»: по состоянию на конец июня 2019 года дебиторская задолженность составляла более 1,3 млрд гривен. В начале октября 2014 года, когда госпредприятие силой захватили бойцы добробата «Днепр-1» во главе с Киселевым, она составляла уже 407,7 млн гривен — возврат  долгов до сих пор пытаются добиться через суд, но безуспешно.

В период, когда госпредприятие было под контролем Киселева и Тригубенко, а представителей ООО «Краснолиманское» туда не пускали, сумма увеличилась на 350 млн гривен — в ООО «Краснолиманское» платить не намерены и ссылаются на форс-мажорные обстоятельства. После того, как и ООО «Краснолиманское», и ГП «УК «Краснолиманская» взял под контроль Кропачев, задолженность продолжила расти еще большими темпами — с 1 ноября 2017 года по конец июня 2019 года она выросла на 544,5 млн гривен. Все это привело к тому, что, по состоянию на начало 2020 года налоговый долг ГП «УК «Краснолиманская» составляет уже более 703 млн гривен, в отношении госкомпании на данный момент открыто 32 исполнительных производства, за последние три года компания успела стать ответчиком в 99 судебных процессах.

На данный момент шахта не работает, а Виталий Кропачев использует ее как инструмент в борьбе за ПАО «Центрэнерго» — до того, как в июле 2019 года с возвращением на энергетический рынок Украины Игоря Коломойского Кропачев остановил свои угольные предприятия, именно ООО «Краснолиманское» наряду с другими предприятиями Кропачева было одним из главных поставщиков угля на «Центрэнерго». К тому же, на шахте добывают уголь газовых марок, на котором работает Углегорская ТЭС. Что касается иска ООО «Краснолиманское» к ГП «УК «Краснолиманская» на 2,8 млрд гривен, то, ввиду крайне плачевного финансового состояния госпредприятия перспективы его взыскания выглядят крайне сомнительно, но положительное решение суда по этому вопросу поможет Кропачеву узаконить себя в правах главного кредитора госпредприятия и может создать условия для его приватизации за символическую сумму.

К тому же, недавно на форуме в Давосе глава ФГИУ Дмитрий Сенниченко заявил, что вместе с ПАО «Центрэнерго» в ФГИУ собираются пакетом отдать на приватизацию ГП «Краснолиманская». Кропачев неоднократно заявлял о намерениях приватизировать «Центрэнерго» и до сих пор судится из-за этого с ФГИУ. Реальной возможности выкупить «Центрэнерго», торги по которому в ФГИУ хотят начать с шести миллиардов гривен, у Кропачева на данный момент нет, но он все равно пытается затянуть процесс при помощи судов.

А если потенциальному покупателю «Центрэнерго» при этом придется иметь дело с таким проблемным активом, как ГП «УК «Краснолиманская», угольные запасы которого до 2032 года принадлежат Кропачеву в лице ООО «Краснолиманское», да еще и с перспективной получить «по наследству» долг в 2,8 млрд гривен, процесс приватизации «Центрэнерго» может серьезно застопориться.

Exit mobile version