368.media

В одесском парке разрушается уникальный театр

Уникальное сооружение – единственный в Одессе летний концертный амфитеатр в парке Шевченко постепенно разрушается. Об этом сообщил в Facebook известный краевед Олег Губарь.

Амфитеатр, возведенный в 1930-х годах в стиле сталинского неоклассицизма, был одним из самых популярных мест в городе. Историк отмечает, что облагородить это место в парке планировали еще во второй половине XIX века.

«В городской думе дебатировался вопрос о сооружении при входе на «Сабанскую аллею» нарождающегося Александровского бульвара небольшого пруда, имеющего в плане очертания Черного и Азовского морей. По проекту планировалось обустроить беседки, буфет и скамейки будут расположены в порядке расположения городов по берегам морей. По свидетельству Валентина Катаева, хрупкого бюджета муниципалитета достало лишь на то, чтобы «в точном соответствии с картой вырыть калошеобразную яму». А дальше дело не пошло, и это рукотворное «Черное море» так и осталось на вечные времена не облицованным и сухим», – говорит он.

Некоторое время в этой котловине играли в футбол местные жители. Многие из них, как Александр Злочевский, значительно позже прославились на всю страну. В 1936 году по соседству с котлованом построили стадион ЧМП, так как для него нужна была более масштабная искусственная выборка 1793 года под земляную крепость. Официальное открытие летнего сезона 1936 года в парке культуры и отдыха планировалось на 12 мая. В этот день должны были презентовать и стадион, но по ряду причин — технических и организационных — торжественное открытие состоялось 18 мая. Новое спортивное сооружение получило имя первого секретаря ЦК КП Украины Станислава Косиора, который и присутствовал на грандиозной церемонии вместе с первым секретарем Одесского областного комитета КП(б) Украины Евгением Вегером. Праздник завершился футбольным матчем сборных Одессы и Днепропетровска, в котором одесситы победили с минимальным счетом 1:0, хотя переигрывали гостей по всем статьям. Что касается Зеленого театра, то его никак не успевали оборудовать к середине мая, а потому открытие было намечено на 1 июня.

Долго строили, красиво открыли

План постройки объекта был детально расписан в газете «Черноморская коммуна». В частности, в ней 18 мая 1936 года писалось о том, что трибуны будут рассчитаны на 3,5 тыс. зрителей. Кроме того, строилась большая «раковина» для симфонического оркестра на 70 музыкантов. Она сообщалась с просцениумом, который одновременно вмещает 400 человек для показа массовых сцен. Несмотря на все обещания, презентация состоялась почти на полтора месяца позднее назначенного срока, 11 июля 1936 года.

 «Торжественная процедура 11 июля была поистине грандиозна: ракеты, фейерверки, фанфары, хор в народных украинских костюмах — 250 участников, оркестр — 100 музыкантов, «Интернационал» и песня «Родина» в исполнении хоровых коллективов заводов Марти, Октябрьской революции, имени Ленина и семи тысяч зрителей, огромный портрет Сталина, опущенный на сцену с высоты и тому подобное. При всей помпезности церемонии само сооружение (как, впрочем, и стадион) вовсе не было чем-то из ряда вон выходящим, что отмечали и современники, и историки градостроительства. Функциональный, удобный, обширный летний театр, оригинальное техническое решение, имитирующее приемы устройства античных театров и ощутимо снижающее затраты на строительство. Но не более того», – поясняет Олег Губарь.

Спустя три дня здесь прошли первые гастроли Ленинградского театра Красной Армии, а 17-го — мастеров Ленинградской оперетты. С 26 июля открылись гастроли известного одесситам ТЕА-ДЖАЗА Бориса Ренского. 8 августа театр принимал молодого ленинградского композитора Ивана Дзержинского, автора оперы «Тихий Дон», давшего тут свой авторский концерт. На сцене проходили даже цирковые представления. Выступал тут и Аркадий Райкин. Подмостки эти, чрезвычайно популярные в конце 1930-х, а затем — в конце 1940-х, 1950-е и начале 1960-х, славны выступлениями исключительно корифеев советской эстрады. Здесь выступала Эдита Пьеха, Тарапунька и Штепсель, Эдди Рознер, Анатолий Кролл, Валерий Ободзинский и другие.

Хотят построить небоскреб

Олег Губарь считает, что Зеленый театр, помимо изначально заложенных в него чисто идеологических функций формально «самодеятельного», «советского», «народного», «интернационального» творчества, широко пропагандировал, продвигал, рекламировал неформально профессиональные эстрадные жанры, в первую очередь — джаз, конферанс, эстрадную миниатюру, пантомиму, цирковое искусство. Историк отмечает, что такой летний культурный объект неизменно пригодился бы городу.

«И в этом его несомненная заслуга в культурной истории города. Со времен постепенного перемещения массовых шоу на более вместительный стадион ЧМП и одновременно обустройства камерных эстрадных мероприятий на эстраде в Городском саду звезда этих подмостков понемногу закатилась.Сейчас не до того, но в перспективе можно воссоздать и лежащий в руинах старый Зеленый театр, сохранив основные его параметры. И ни в коем случае под маркой «реставрации» и «воссоздания» не протаскивать в парк какой-нибудь очередной небоскреб», — добавил он.

В данный момент состояние театра ужасное. Он разваливается по частям. Зрительские места заросли деревьями. В частные руки Зеленый театр отдали еще в  2001 году. Компания «Мир аттракционов» заплатила в городской бюджет 300 тыс. гривен и пообещала «реконструировать» объект в детский центр. Пять лет спустя «в связи с изменением социальных потребностей» этот пункт подкорректировали. Вместо детского городка фирма «обязалась» построить многоэтажный гостинично-концертный комплекс «Зеленый театр» общей площадью 43 тыс. кв. метров. Владельцем компании является член «Батькивщины» Олег Радковский. Впоследствии в состав учредителей ООО вошла фирма «Ханнер» (владелец — Арвидас Авулис). Ей принадлежит 70% уставного капитала «Мира аттракционов», у Радковского (ООО «Берег-групп») — 30%. В 2013 и 2014 годах прокуратура обращалась с исками в хозяйственные суды с требованием вернуть руины театра городу. Точку в деле поставил  Высший хозяйственный суд Украины, который 31 марта прошлого года принял решение в пользу нынешних владельцев. Компания сумела доказать, что не выполнила своих инвестиционных обязательств по вине муниципалитета, который на протяжении восьми лет не может согласовать ей проект гостиницы на месте театра.

Фото Натальи Евстратовой

Exit mobile version