368.media

Николаевский порт предлагают ликвидировать — арендаторы «паразитируют» на государственном имуществе

После проверки деятельности ГП «Николаевский морской торговый порт» ревизоры порекомендовали исключить его из списка стратегических предприятий и реестра морских портов, т.к. оно уже давно не выполняет функции стивидора. Об этом редакция 368.media  узнала из материалов аудита деятельности порта с марта 2018 по февраль 2020 года, который провели работники Госаудитслужбы.

Из 14 частных стивидоров в Николаевском порту 13 работают на государственном имуществе, получив его у порта на условиях аренды, сервитута и бербоут-чартера. Все это привело к монополизации частным бизнесом портовых услуг, а государственный стивидор, напротив, самоустранилось от выполнения своих уставных заданий. Несмотря на то, что порт входит в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности, фактически его деятельность на данный момент уже не связана с предоставлением услуг порта и полностью переориентирована на платную сдачу имущества частникам.

В связи с этим, по мнению аудиторов, с июня 2013 года порт не соответствует критериям стратегического объекта и должен быть исключен из этого перечня. Как выявил аудит, до октября 2017 года администрация порта даже не пыталась включить предприятие в Реестр морских портов Украины в качестве портового оператора. В апреле 2017 года между портом и АМПУ заключен договор о доступе государственного порта к причалу №12, что позволило включить предприятие в реестр, однако по факту с тех пор порт не вел на этом причале никаких грузовых операций и платежи от его грузовой деятельности в АМПУ не перечислялись. На официальном сайте порта ГП «Николаевский морской торговый порт» даже не включено в перечень операторов, которые работают на причалах в порту. Таким образом, по мнению аудиторов, с момента реорганизации порта в 2013 году его деятельность вообще не соответствует прописанным в уставе предприятия целям его создания, а порт по сути лишь сдает свои мощности в аренду, дублируя функции АМПУ.

Это сказалось на прибыли предприятия — как отметили аудиторы, ГП «Николаевский морской торговый порт» хоть и является прибыльным, но размеры доходов и чистой прибыли недопустимо малы. Для сравнения аудиторы привели результаты работы соседнего ГП «СК «Ольвия», которое, в отличие от Николаевского порта не занимается передачей своих мощностей в аренду, а работает на них само. При этом проектная мощность Николаевского порта составляет 21 млн тонн грузов в год, а порта Ольвия — всего три миллиона. Для сравнения взяли результаты 2018 года, поскольку в прошлом году имущество порта Ольвия  передавали в концессию.

При существенно большей территории, как оказалось, порт технологически к 2018 году мало в чем обгонял порт Ольвия. Портальных кранов у Николаевского порта было, конечно, больше, 35 против 22, но кранов грузоподъемностью 20-40 тонн у порта «Ольвия» при этом оказалось даже больше 22 против 20. Площадь крытых складов порта «Ольвия» составляет 39,8 тыс. кв. м, а ГП «НМТП» — 49,9 тыс. кв. м, площадь открытых складских площадок у Ольви» даже больше — 222,5 тыс. кв. м против 139,5 тыс. при этом у ГП «СК «Ольвия» в два раза меньше единиц вспомогательного флота (буксиров, барж и т.д.) — три против шести в Николаевском порту, нет пассажирских плавсредств (в ГП «НМТП» их семь) и железнодорожного транспорта (в Николаевском порту пять единиц). Зато у порта «Ольвия» парк малой механизации (погрузчики и т.д.) составляет 133 единицы против 50 у ГП «НМТП», а средняя численность работников 647 против 62-х, в 10 раз больше. при этом 47 из 50 единиц малой техники Николаевского порта уже нельзя использовать, их остаточная стоимость поставляет одну гривну, в то время как вся техника порта «Ольвия» в работоспособном состоянии и активно используется портом.

Все это привело к тому, что гораздо меньший порт Ольвия показал гораздо более высокий результат — его выручка за 2018 год составила почти 332 млн гривен по сравнению с 61,1 млн в Николаевском порту, не считая выплат зарплат и т.д. порт «Ольвия» заплатил 173,7 млн гривен налогов в бюджеты разных уровней (Николаевский порт — менее 50 млн гривен), но все равно вышел на валовую прибыль в 88,8 млн гривен по сравнению с 43,7 млн гривен в Николаевском порту. Это позволило соседям выделить 37,3 млн гривен на капитальные инвестиции (в Николаевском порту — 842 тыс. гривен) и все равно остаться по итогам года с чистым финансовым результатом в более чем 51 млн гривен, тогда как у Николаевского порта этот результат составил менее 20,2 млн гривен. При этом, если капитальные инвестиции порта Ольвия в 2018 году  шли в основном на строительство, реконструкцию, ремонт и модернизацию портовых мощностей, то Николаевский порт закупал оргтехнику, кондиционеры и т.д.

Интересно, что при этом вполне успешный порт Ольвия в 2019 году передали в концессию, а вот Николаевский порт и по сей день продолжает по факту паразитировать на аренде государственного имущества. Как выявил аудит, до 2019 года на предприятии вообще отсутствовала утвержденная стратегия развития предприятия, а стратегический план развития на 2019-2023 годы, как показал аудит, носит скорее формальный характер, не предусматривает каких-то изменений в направлениях деятельности порта и закрепляет его положение в качестве пассивного получателя арендной платы — деятельность ГП «НМТП» как портового оператора эта стратегия вообще не предусматривает.

Даже наоборот, согласно плану, предусмотрено сокращение числа работников до 2023-го с 68 до 50 человек с повышением при этом средней заработной платы до 36,1 тыс. гривен. По факту же уже в 2019 году средняя зарплата на предприятии составляла более 38,3 тыс. гривен, что значительно превышает средний показатель по отрасли, а на предприятии работали уже всего 47 человек, в основном, управленцы и обслуживающий их персонал. Другими словами, работников, способных обеспечить полноценную работу порта, на предприятии уже не осталось. Зато на выплаты там не скупятся — в 2019-м, к примеру, на выплаты 47 сотрудникам потратили почти 22,8 млн гривен, из которых более 15,4 млн гривен — сумма дополнительных выплат, большинство из которой досталось начальству — директору, его замам и руководителям отделов.

Кроме того, как оказалось, руководство предприятия неправомерно выводит средства через профсоюз — в 2018-м на счета профсоюза незаконно перевели два миллиона гривен, а за 2019-й — 3,5 млн гривен, что не было предусмотрено финансовым планом и противоречит Хозяйственному кодексу.

При этом, несмотря на наличие в порту службы эксплуатации портовых средств и механизмов, контроль и учет работы, к примеру, портальных кранов в порту доверили частникам, которые их арендуют. В итоге, во-первых, частникам заплатили из бюджета порта 101,3 тыс. гривен за работы, которые должен выполнять существующая для этого в порту служба, а, во-вторых, потеряли почти пять миллионов гривен доходов от аренды, инфляционных затрат и штрафных санкций, поскольку частники вели подсчеты в свою пользу, но доказать это в суде теперь невозможно. Кроме того, решив не пересматривать ставки бербоут-чартера в 2019 году, когда курс гривны относительно доллара немного укреплялся, порт потерял прибыль в 832,1 тыс. гривен.

Кроме того, надо отметить, что даже в аренду порт мог бы сдавать больше имущества, если бы следил за его состоянием и вкладывал деньги в ремонт. Это парусная яхта «Кондор», пассажирский теплоход «Юбилейный», служебно-разъездной теплоход «Боевой», плавкран «ПК-23», плавмастерская «ПМ-602», несамоходная наливная баржа «Т-5», портальный кран «Ганц» и бульдозер. Баржа, портальный кран и плавкран администрация порта довела до состояния, в котором ремонту они уже не подлежат, остальное требует ремонта. При этом траты на содержание имущества, которым порт не пользуется сам и не сдает в аренду, составили за 2018-2019 годы почти 5,3 млн гривен.

Стоит также отметить, что на балансе порта есть три базы отдыха: «Портовик», «Рассвет» и «Кинбурнская коса», в 2018 году их передали в аренду общественной организации инвалидов «Херсонское общество инвалидов», однако там за аренду не платили, порт с ними судится, но пока безуспешно. С тех пор базы не используются, никаких попыток их реализовать порт тоже не предпринимает.  Зато накапливает дебиторскую задолженность — если на начало 2018 года она составляла 12,5 млн гривен, то на начало 2019-го уже 33,4 млн гривен, а на начало 2020-го — 44,1 млн гривен. Наибольшими должниками являются компании арендующие портовые мощности — ООО «Никморсервис Николаев», ООО «Трансспецавто», ООО «Д-Групп Констракшн» и ООО «Метал Стивидоринг Компани», однако порт довольно вяло действует в судах, не вовремя обращается с исками и ходатайствами, занижает суммы инфляционных расходов и т.д.

В связи со всем этим по результатам аудита в Госаудитслужбе порекомендовали Мининфраструктуры и АМПУ исключить ГП «НМТП» из перечня стратегических предприятий и Реестра морских портов Украины, а также рассмотреть вопрос его ликвидации с передачей оставшихся активов АМПУ.

Все это, по мнению аудиторов, позволит экономить ежегодно минимум 35 млн гривен, а доходы АМПУ при этом вырастут минимум на 60 млн гривен. Дополнительного экономического эффекта можно достичь, передав в концессию или под приватизацию портовые базы отдыха и другие объекты, которые порт не использует.

Exit mobile version