В НАБУ и САП в течение пяти лет расследования не могут довести до суда уголовное производство о хищении госсредств в энергетике. Большинство фигурантов схем проходят по делу как свидетели, а пленки с разговорами о деньгах от энергетических схем, вообще уничтожили «неизвестные правоохранители». Об этом пишет «УНН».
Речь об уголовном производстве по факту так называемых энергетических схем экс-нардепа Дмитрия Крючкова, которые реализовывались через его компанию ЧАО «ХК «Энергомережа».
В июне 2016 года бюро собрало достаточно доказательств для сообщения председателю правления о подозрении в совершении преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 191, ч. 3 ст. 27 ч. 2 ст. 364 УК. Ему инкриминировали завладение 196 млн гривен, и злоупотребление властью или служебным положением, повлекшее вред государству в 346 млн гривен. Крючков наживался на переуступлении права взыскивать долги с потребителей электроэнергии.
Журналисты программы «Схемы» получили записи телефонных разговоров Крючкова, свидетельствующие о вероятной причастности к указанным событиям братьев Суркисов и соратника экс-президента Петра Порошенко Игоря Кононенко. Программа под названием «П … дал добро» вышла в эфир в мае 2019 года. До сих пор возможные владельцы большинства голосов в обнародованных «пленках«до сих пор не имеют ни подозрений, ни мер пресечения.
Между тем, как утверждали авторы расследования, экспертиза доказала высокую вероятность, что голоса собеседников являются подлинными.
Упомянутый выше Дмитрий Крючков еще в 2015 году начал работать на Суркисов, которые через кипрские KERELIO COMMERCIAL LIMITED и LEX PERFECTA LIMITED контролировали «Запорожьеоблэнерго» (хотя контрольный пакет акций компании принадлежит государству в лице Фонда госимущества). Во время разговора, датированного 19 апреля 2015 года, Крючков отчитывался Кононенко, что уже приготовил схему, как сорвать собрание акционеров, назначенное на 21 апреля, чтобы на заседании не сменили его руководителя. Повестка дня этого собрания предприятия предусматривала прекращение полномочий руководителя «Запорожьеоблэнерго» Игоря Корниленкова. Именно это пытались предотвратить Крючков, братья Суркисы и Кононенко. Ведь Корниленков был их ставленником, отмечали расследователи.
После сомнительного с точки зрения легитимности собрания акционеров, компания получило двух руководителей с правом подписи. Один из них был креатурой братьев Суркисов, другой — «человеком из конкурирующего лагеря украинского олигарха Константина Григоришина, которому через BIKONTIA ENTEPRISES LIMITED принадлежало 12,3% облэнерго».
Далее, как выяснили журналисты, в конце того же дня Григорий Суркис звонил Крючкову, который должен не допустить такого двоевластия. Собеседники обсудили, как, несмотря на все, не потерять контроль над облэнерго, а обеспечить это должен был уже Кононенко. Корниленков способствовал реализации коррупционной схемы, которую к тому времени уже расследовало НАБУ, а суды уже признали незаконной. Она принесла до полмиллиарда гривен убытков энергокомпании.
Данные НАБУ указывали на получение Григорием Суркисом от «Энергомережи» 3 млн гривен в качестве финансовой помощи. А в январе-мае 2015 года компания еще и переправила 49 млн гривен фирмам «Киевский центр фондовых услуг», «Фондовый форекс» и «Элара Групп» — со счетами в последствии ликвидированном «Классикбанке». Более того, Элара Групп, как показывают документы НАБУ, перечислила 193 млн гривен, полученных из разных источников, на счет физического лица — Натальи Крышталь. А та впоследствии перенаправила этот финансовый поток, опять же, Суркисам. Только на этот раз — на счета не Григория, а Игоря.
В общем, судя по обнародованным разговорам, Крючков регулярно давал указания отвозить различные суммы денег в офис братьям Суркисам на стадион «Динамо». При обысках помещений там нашли документы, которые имеют отношение к схеме.
Такие же коррупционные аферы провернули с «Черкассыоблэнерго» и «Харьковоблэнерго».
В конце прошлого года НАБУ официально объявило о завершении следствия в рамках эпизода, который касается «Запорожьеоблэнерго». Подозреваемых всего двое — Крючков и Корниленков. Процессуальный статус вероятных владельцев голосов (Кононенко, Суркис) на обнародованных в СМИ пленках, до сих пор не определен.
Эпизод с «Черкассыоблэнерго» — тоже в работе. НАБУ объявило подозрения бывший временной исполнительнице обязанностей председателя правления Светлане Кузьминской и экс-первому заместителю председателя правления — Алексею Беспалому.
Неким апогеем расследования коррупционных схем присвоения государственных средств в миллиардных размерах стало заявление директора НАБУ Артема Сытника, сделанное в феврале 2020 года. Он сказал о том, что записи телефонных разговоров между якобы Крючковым, Суркисами и другими собеседниками уничтожены … тем правоохранительным органом, который эти записи и делал.
Что касается сюжета. Мы имели процессуальный контакт с журналистами, обычно, журналисты имеют свою тайну, они не должны нам раскрывать свои источники информации. Мы эти права уважаем. Мы начали искать происхождение этих записей, потому что, очевидно, это делали правоохранительные органы. Мы получили ответ о том, что эти записи уже уничтожены органом, который снимал эту информацию. Артем Сытник.
Таким образом, следствие не располагает никакими доказательствами причастности фигурантов к делу или не хочет располагать ими.