368.media

Минэнерго отдало контроль за торговлей углем бизнес-партнеру «смотрящего» за отраслью

В Министерстве энергетики  при создании   ГП «Укруголь» «затачивают» это госпредприятие под интересы нового «смотрящего» на угольном рынке страны — близкого к Коломойскому донецкого бизнесмена Белякова.

И.о. главы госпредприятия назначили  Александра Павлова — он в свое время был замдиректора ЦОФ «Россия», входящей в состав ООО «Донбасуглепереработка», одним из основателей которого является уже упомянутый Беляков.

В феврале, через месяц после того, как министр энергетики  Алексей Оржель подписал указ о создании ГП «Укруголь», в Кабмине зарегистрировали проект решения, сильно урезавший полномочия ГП «Национальная угольная компания», которое до этого объединяло все государственные шахты.

«Укруголь» создали не как наследника и правопреемника НУК — данное предприятие, по словам Оржеля, будет заниматься исключительно реализацией угля — покупать его у госшахт по оптовым ценам и продавать конечным потребителям, в том числе и «Центрэнерго».

Изданию Oilpoint в Минэнерго ответили, что новое предприятие будет нести перед госшахтами обязательства по гарантированной реализации всего объема добытого на шахтах угля, расчетам за него и сохранению баланса спроса и предложения.

Другими словами, ГП «Укруголь» в перспективе заменит ГП «Госуглепостав», у которого на данный момент уже многомиллионные долги — только государственному «Укргазбанку» предприятие задолжало более 300 млн гривен.

Стоит отметить, что ранее мы писали о том, как «Госуглепостав», которое еще в 2017 году заработало более 33 млн гривен, в 2019-м за первое полугодие получило убытков более чем на 38 млн гривен и накопило огромные долги.

С апреля 2016 года по март 2019 года руководил ГП «Госуглепостав» Андрей Плюнгин, человек угольного бизнесмена Виталия Кропачева, а терять деньги предприятие начало после того, как еще один человек Кропачева, Алексей Райчев, в 2018 году возглавил ГП «Национальная угольная компания».
Под влиянием Кропачева и его людей в украинской угольной сфере постепенно заменили государственного оператора Оптового рынка угольной продукции ГП «Госуглепостав» на частную структуру — ООО «Шахтерсктранс» Виталия Кропачева. Из-за отсутствия угля, который ушел на ООО «Шахтерсктранс», ГП «Госуглепостав» в 2018 году потеряло поставки на ОАО «ДТЭК «Западэнерго» и ООО «ДТЭК Трейдинг», а в первом полугодии 2019-го значительно сократились отгрузки на ПАО «Центрэнерго».

Уголь, добытый на госшахтах, и вовсе не продается, поскольку после того, как олигарх Игорь Коломойский вытеснил с «Центрэнерго» людей Кропачева и взял его под контроль, предприятие стало закупать уголь в России и Белоруссии.

Что касается Кропачева, то его пытаются заставить добровольно избавиться от украинских обогатительных фабрик, тем более, что на рынок обогащения угля при содействии Коломойского и Белякова возвращается бывший нардеп от «Партии регионов» Андрей Орлов. Этому способствуют также уголовные дела, открытые НАБУ и ГБР в отношении афер бизнесмена с поставками оборудования на шахты вместе с китайской корпорацией Sany.

Именно с этим связано решение Кабмина о выводе госшахт из зоны ответственности ГП «Национальная угольная компания» с последующей приватизацией или реструктуризацией угледобывающих предприятий.

НУК в 2017 году создавали якобы для формирования единой государственной политики и централизованных закупок угла, обещая экономию на административном аппарате в 1,5 млрд гривен. По факту же ГП «Национальная угольная компания» через руководителя, Алексея Райчева, контролировал Виталий Кропачев. Сразу после создания правительство выделило НУК 1,5 млрд гривен на развитие угольной отрасли, в 2019 году добавив на эти цели еще миллиард гривен. При этом подконтрольные НУК ГП «Мирноградуголь», ГП «Селидоуголь», ГП «Волыньуголь» и другие шахтные предприятия, на развитие которых якобы тратили эти деньги, только увеличили свои долги.

Что будет с ГП «Национальная угольная компания» в Минэнергетики не сообщили, но отметили, что вопрос объединения НУК и новосозданного ГП «Укруголь» не рассматривается, что автоматически сводит на нет все возможные перспективы для развития и работы НУК.

Exit mobile version