368.media

Власти не нашли заказчиков февральского «побоища» в Одессе (инфографика)

Заезжие антимайдановцы. Фото: dumskaya.net

В Киеве уже шли ожесточенные столкновения силовиков и активистов Майдана, когда 19 февраля 2014 года одесских сторонников евроинтеграции, собравшихся на мирную акцию протеста под стенами областной администрации, разогнали и избили около двух сотен одинаково вооруженных и экипированных «титушек». Нападавшие целенаправленно нападали не только на участников митинга, но и на сотрудников СМИ. Милиция делала слабые попытки защитить протестующих. В итоге пострадало много людей, некоторым разбили головы, была уничтожена ценная техника на сотни тысяч гривен.

Губернатор бездействовал

Оценивая произошедшие события можно сделать вывод, что избиение людей было заранее согласовано и спланировано так, что даже год спустя власти не могут или даже не хотят этого делать. Судите сами, более двух сотен вооруженных дубинками «бойцов», в мотоциклетных шлемах, одинаковых куртках, штанах и даже ботинках, приехали к зданию ОГА на специально арендованных для этих целей автобусах одного из АТП города. Сделав свое «дело», они беспрепятственно уехали восвояси.

Мирный протест. dumskaya.net

Позже журналистам удалось выяснить, что расквартировались «титушки» в санатории им. Горького на 13-й станции Большого Фонтана и на территории частной клиники «Сартус». Жили там, естественно, не за личные деньги. Вскоре появилась информация о том, что куртки, шлемы и дубинки незадолго до нападения закупили в нескольких контейнерах на промрынке «7-й километр». В отряд набирали крепких молодых людей из Одессы и области – рекрутировали в Южном, Рени, Измаиле и Болграде, обещая платить по 300 гривен в день. При этом организовывал «боевой отряд» якобы владелец охранной фирмы «Патриот» Дмитрий Копылов.

Интересной была и позиция губернатора Николая Скорика. Он ни с того, ни с сего принес извинения за инцидент только перед журналистами, а «побоище» назвал «столкновениями между митингующими горожанами, по всей видимости, придерживающимися полярных политических мнений». Кроме того, он поручил правоохранителям разобраться в инциденте. Последние открыли уголовные производства по факту хулиганства и препятствования деятельности СМИ. Параллельно с этим активизировались и одесские евромайдановцы, которые стали собирать базу фотографий «титушек», так как некоторые из них не догадались прикрыть свои лица. В марте в доме у одного из подозреваемых нашли оружие, боеприпасы и взрывчатку. Позже, были установлены личности пятерых организаторов «побоища». По данным правоохранителей, они оказались жителями Измаила и Болграда, которые занимались сбором и поставками «титушек». Задержать их не удалось и их объявили в розыск.

Казалось, что на установление и задержание заказчиков нападения по «горячим следам» у силовиков должны уйти считанные дни, однако расследование тянется уже больше года, как и любое другое «майдановское» дело.

Экс-губернатор Эдуард Матвийчук отметил, что как у Скорика, так и следующего главы ОГА Владимира Немировского, не хватило политической воли найти и наказать виновных.

«За время моей работы подобных вещей не было никогда. А если какие-то инциденты и происходили, то я жестоко наказывал виновных. Брал под личный контроль, тесно сотрудничал с милицией, и мы доводили такие ситуации до конца, до законного разрешения. Сейчас со свободой слова, с давлением на журналистов творятся непонятные вещи. Когда я был во главе области, телеканал «Круг», например, был под моей личной защитой. Хоть мне и было известно, что оппозиционное издание Гурвица. Прежде всего, чтобы было спокойствие. Такими методами действовать нельзя», – пояснил он.

Дело на «особом контроле»

Об избиении вспомнили только во время предвыборной кампании в Верховную Раду. Вопрос подняли представители «Оппозиционного блока», в частности, нардеп Татьяна Бахтеева и экс-губернатор Николая Скорик, который сделал вид, что впервые узнал о проблеме. В октябре на свой официальный запрос они получили ответ, что следствие находится на «особом контроле».

Пострадавшие, в свою очередь, заявляют, что расследование остановилось еще весной, а милиционеры фактически забыли о них.

«Несколько наших сотрудников получили травмы, кроме того, была разбита техника, канал понес ущерб. Мы написали заявление в тот же день. Заявление подали в Шевченковский отдел милиции. Правоохранители опросили наших пострадавших сотрудников – двух на телеканале, одного в больнице. Мы написали заявления о совершении в отношении журналистов четырех преступлений – препятствование журналистской деятельности, телесные повреждения, грабеж и материальный ущерб. Во время драки, у наших съемочных групп разбили или украли технику на 500 тысяч гривен – камеры, микрофоны, устройства для онлайн-трансляции», – рассказала юрист-консультант телеканала «Первый городской» Надежда Ковалева.

Подвезли на автобусах. Фото: dumskaya.net

По ее словам, после заявлений, следователи лишь несколько раз вызывали журналистов на допросы, а также попросили предоставить видеоматериалы, снятые у областной администрации. Юрист отметила, что им так и не пришел ответ из милиции на запрос, какова судьба дела, отправленные еще в апреле 2014 года. Чтобы хоть как-то сдвинуть дело с мертвой точки в августе общественники создали независимую «группу 19 февраля». Ее координатор Лидия Ковальчук считает, что следствие будет продолжаться еще долго. По ее информации, расследование затянулось, потому что очень мало пострадавших, свидетелей или просто осведомленных одесситов согласились сотрудничать с правоохранителями, официально оформляться и давать показания. Заявили о полученных травмах несколько десятков человек, в том числе – 12 журналистов. Отметим, что это далеко не все, кто получил травмы во время «побоища» 19 февраля – многие пострадавшие решили не писать заявления, чтобы не навлечь на себя в дальнейшем возможные проблемы.

«Фотографии подозреваемых опубликованы на сайте милиции. Казалось бы, в Одессе этих людей должен кто-то знать. Но никто ничего не говорит. Милиция не может идти вперед, так как нет показаний. Люди боятся. Это пассивность, страх, что тебе могут отомстить, и недоверие к милиции», — рассказала общественница.

По ее словам, до определенного времени прокуратура проводила параллельное расследование действий сотрудников милиции у ОГА.

«Есть информация, что сейчас это дело закрыто. Сейчас наша задача – попросить вежливо, но настойчиво, чтобы это дело предоставили общественности, а если оно действительно закрыто, чтобы его возобновили. Находившиеся у обладминистрации в тот день помнят, что действия милиции были, мягко говоря, неадекватны. Правоохранители не только не смогли защитить сторонников «Евромайдана», но и не сделали ничего, чтобы задержать нападавших», – объяснила Ковальчук.

Били всех подряд. Фото: dumskaya.net

В «группе 19 февраля» есть активисты, которые очень разочарованы фактическим отсутствием прогресса. Михаил Голубев считает, что следствие не дает никаких ощутимых результатов.

«Мой прогноз простой – без серьезной политической воли Киева дело до конца расследовано не будет. Опасные преступники останутся безнаказанными. Лучшее, что сейчас могла бы сделать наша группа — пикетировать МВД в столице. А какие-либо действия в Одессе продолжат упираться в саботаж. Боюсь, что милиция использует контакт с некоторыми представителями группы только для создания видимости кипучей деятельности. Сейчас я в раздумьях, стоит ли принимать во всем этом участие дальше», – объяснил активист.

На «Первом городском» также пытаются сдвинуть ситуацию с мертвой точки – обратились к бывшему коллеге, нардепу Константину Усову, чтобы тот подал запрос с требованием форсировать следствие.

«Второе дыхание»?

Этой зимой у милиции наметился незначительный прорыв в расследовании «побоища». Небезразличные граждане помогли опознать еще троих «титушек».

«Следователи отсмотрели видеоматериалы, и, удалось вычислить нескольких участников нападения, которые не скрывали лица масками. Нам позвонили люди, которые опознали троих из них по фото с наших ориентировок. Следователи получили их имена, установлены их анкетные данные. Сейчас они объявлены в розыск», – заявил начальник отдела по связям с общественностью областной милиции Владимир Шаблиенко.

Кроме того, один из нападавших на журналистов уже находится на скамье подсудимых, а остальные четверо задержанных ждут окончания следствия. Надежду на объективное рассмотрение дела и наказание виновных внушает новоназначенный генпрокурор Викор Шокин, который распорядился в срок до 23 февраля провести всех экс-руководителей областей и их заместителей на причастность к разгонам митингов сторонников Евромайдана во время режима Януковича.

Итоги года общественного и официального расследований, активисты подведут 19 февраля. В годовщину инцидента они соберутся у ОГА, чтобы заставить власти расследовать дело. С другой стороны, эту акцию в своих целях используют в качестве собственного пиара и различные политические силы, так что ее результат может быть малопродуктивным.

Exit mobile version