368.media

R.I.P. Каха Автандилович Бендукидзе (20.04.1956-13.11.2014)

Заветы Бендукидзе

13 ноября ушёл из жизни Каха Бендукидзе, грузинский политик, который в команде экс-президента Грузии Михаила Саакашвили вывел кавказскую республику из аутсайдеров в лидеры мировых экономических рейтингов.

С 2004-го по 2008 год, в течение которых Бендукидзе занимал посты сначала министра экономики, а затем министра по координации экономических реформ, Грузия в индексе восприятия коррупции улучшила позиции со 124-й до 67-й, а по лёгкости уплаты налогов прочно заняла место в первой мировой десятке.В рейтинге лёгкости ведения бизнеса Doing Business страна взлетела со 137-й позиции на 16-ю к 2010 году, а за следующие четыре года поднялась на 8-ю.

Своим опытом сторонник радикальных реформ, кардинального сокращения чиновничьего аппарата и максимальной приватизации по принципу «продать можно всё, кроме совести» был готов делиться с Украиной, симпатий к которой никогда не скрывал. Весной нынешнего года Бендукидзе вошёл в состав Экспертного совета при Министерстве экономики Украины, а к концу осени, по словам Михаила Саакашвили, мог получить портфель в украинском правительстве. 

Каха Бендукидзе: «Если украинские политики продолжат заниматься популизмом, Украину ожидает финансовый крах»

Простого рецепта [выхода из кризиса] нет. Скорее всего, придётся девальвировать гривну. Я уже полтора года жду, когда это произойдёт. Если мы говорим в рамках общепринятых рецептов, то без помощи МВФ не обойтись. Кроме того, нужна срочная реформа пенсионного законодательства. Например, в Украине очень большой перекос в пенсиях обычных людей и силовиков, госслужащих и так далее. Третье: нужно отменить субсидирование газа, которое поглощает несколько процентов ВВП. В правительстве обязаны осознавать, что они должны быть проводниками очень непопулярных и болезненных решений. Если они этого не сделают, закончат бесславно.

Люди, которые будут проводить реформы, не должны быть профессиональными политиками, которые пришли во власть на всю жизнь. Потому что именно профессиональные политики постсоветского толка, не желавшие отойти от кормушки, загнали Украину в нынешнюю ситуацию. Новая власть не должна быть частью существующего политического истеблишмента. В его рамках борьба с коррупцией невозможна — эти люди слишком хорошо знают друг друга, у них чересчур тесные связи. Новое правительство должно состоять из антисоветчиков в самом радикальном смысле этого слова. Они должны ненавидеть всё советское, коммунистическое. Плюс они должны быть преданы Украине.

Пока к власти не придут радикалы, я бы даже сказал радикальные нацио­налисты, ничего не изменится. Нужен человек-терминатор или группа людей, которые скажут: «Пусть нас будут ругать, говорить, что мы плохие, пусть у нас не будет политического будущего, но мы спасём Украину». На мой взгляд, на это потенциально способны только радикальные националисты. И не только в Украине, вообще в мире на такие вещи способны только те люди, которые больны национальной идеей. Именно поэтому радикальные националисты должны работать не над усилением раскола в обществе, не над насильственной украинизацией юго-востока, а в первую очередь над тем, чтобы спасти страну.

Военные действия — не повод отказываться от реформ. Наоборот, вой­на могла бы оправдать очень радикальные реформы, и все бы поняли. Возьмём бюджет Украины. Он чудовищный, он поглощает огромные ресурсы. Но ведь ясно, что во время войны необходимо повышать военные расходы, и соответственно — жёстко сокращать остальные расходы. И всем было бы понятно: расходы сокращаются, потому что война. Вопрос для Украины сейчас стоит так: пан или пропал. Вы проявили чудеса самообладания, энергии, напористости и целеустремлённости во время Майдана. Вот сейчас это надо повторить в части изменения страны, в части реформ.

Если Украина не проведёт жёсткие и быстрые реформы, страна де-факто потеряет суверенитет. Украинская экономика настолько ослаблена, что Россия с лёгкостью сможет отделить жирную полосу территории: от Харькова до Крыма, например. В какой-то момент часть страны скажет: мы нищие, нам Кремль обещает деньги, давайте соглашаться. Конечно, такие вещи не происходят запросто. Может начаться гражданская война. И это будет чудовищно.

Посадить тысячи всё равно не получится. Правительство должно решить задачу: либо экономический рост, либо глобальное восстановление справедливости. А кто там у вас самый оголтелый коррупционер? Того и сажайте. Я думаю, что практически тот же результат, что и при массовой посадке бывших коррупционеров, вы получите, если просто прекратите субсидировать газ. Надо создать систему, которая двигается вперёд. Да, должна быть неотвратимость наказания. Но без официально объявленной амнистии экономика не будет расти.

Мне кажется, есть несколько важных вещей, на которых нужно сосредоточиться немедленно. Их не 60, как в пакете реформ и спецпрограмм, которые декларирует президент Украины, и даже не 20. Первое — как остановить финансовую катастрофу? Сейчас стоит вопрос не Украина-2020, а Украина-2015.

За месяцы президентства Порошенко я вижу, что по четырём направлениям [борьба с коррупцией, налоговая реформа, дерегуляция, приведение энерготарифов в соответствие хоть с какой-то реальностью] есть продвижение. Сказать, что продвижение значительное, трудно, что завершённое — тем более, в большей степени это полумеры. Всего этого недостаточно. Украина нуждается в реформах больше, чем любая другая бывшая часть СССР.

По материалам «Фокус»

Exit mobile version