Экс-начальнику одного из управлений Государственной судебной администрации вручили подозрение в завладении почти 51 млн гривен при закупке судами оборудования для протоколирования судебных заседаний и видеоконференций. Об этом сообщает САП.
К уголовной ответственности также привлечена и пособница чиновника – руководитель частной компании-поставщика оборудования. Действия обоих подозреваемых квалифицированы по ч. 5 ст. 191 УК.
Следствие установило, что экс-чиновник вместе с главой частной компании организовали на протяжении 2016-2018 годов закупки оборудования для нужд ГСА, которое по своим техническим характеристикам не отвечало требованиям в сфере защиты информации, соблюдение которых является обязательным при фиксации хода судебных заседаний. Экспертиза зафиксировала завышение цены поставки. В целом, согласно данным экспертиз, ГСА незаконно переплатило за поставленную технику около 51 млн гривен.
По данным редакции речь идет о фирме ООО «Компания «КИТ», получившей более 138 млн гривен от ГСА.
Еще в 2016 году ГСА провела тендер по закупке программно-аппаратных комплексов «Аккорд» для фиксации судебных заседаний. Комплексы представляют собой ПО и необходимую для записи звука и видео аппаратуру – системный блок с определенной «начинкой», монитор, клавиатура, микрофон, акустическая система т.д.
Эксперты по программному обеспечению отмечают, что все технические требования тендерной документации четко выписаны под продукт «Аккорд» – «Компания «КИТ», так как они, по сути, дублируют технические характеристики паспортов на оборудование данной компании. В тендерах конкурентом была фиктивная фирма «Альтаир и К».
Чтобы выполнить условия договора, «Компания КИТ» приобрела комплектующие к программно-аппаратным комплексам (ПАК) фиксации судебных заседаний у ряда компаний и ФЛП, основным из которых является «Альтико» . При этом директорами и учредителями «Альтаир и К», проигравшей тендер, и «Альтико» являются братья Шоломий Ю.А. и Шоломий А.А. Директор фирмы-победителя Перловская Ю.О. является гражданской женой Шоломий Ю.А.
Иными словами, два брата и жена одного из них создали ряд посреднических компаний. Эти компании принимают участие в многомиллионных государственных закупках и выигрывают их, при этом отчаянно конкурируя между собой. При этом, предложение победителя отличается от предложения проигравшего на 0,4% стоимости договора. Победитель д все комплектующие он закупает у ФЛП и фирмы собственного мужа.
Пообщавшись с сотрудниками ряда судов Киевской области, удалось выяснить, что во многих из них система “Аккорд” есть, но не работает. Вот несколько типичных пояснений: “Техническая возможность есть (установлены и подключены камеры, установлен “Аккорд”), но вначале осуществления видеозаписи функционал провисает и видеозапись не ведется”, “Программно-аппаратный комплекс установлен, но программное обеспечение “Аккорд” не поддерживает возможность видеозаписи” или “Для записи судебных заседаний используем систему “Камертон”. Для справки ТЗФСП “Камертон” – програмно-аппаратный комплекс для фиксации судебного процесса, используется в судах начиная с 2007 года. Вопрос – зачем необходимо было менять проверенное временем техническое решение для судов?
Почему ПАК не могут поддерживать видеозапись, в судах разобрались очень быстро: в комплектах отсутствовали платы видеозахвата, которые согласно описи должны были быть. В результате суды вынуждены были закупать их самостоятельно, то есть, за плату видеозахвата государство было вынуждено заплатить дважды. На сегодня системы “Аккорд” используются почти в 600-х залах судебных заседаний. Все права на программную часть системы принадлежат частной коммерческой компании, которая может получать за нее вознаграждение из госбюджета.