368.media

Борьба за «Газтранзит»: кто установит контроль над российско-украинско-турецкой компанией и ее деньгами

Руководство НАК «Нафтогаз Украины», Нацагентства по управлению коррупционными активами и Минюста оказалось замешано в схеме захвата крупного пакета акций совместного российско-украинско-турецкого ПАО «Газтранзит», которые ранее принадлежали российскому «Газпрому». Редакция 368.media разобралась в том, что происходило с акциями с момента их конфискации у «Газпрома» и по данный момент.

Все началось в начале 2020 года, когда в НАБУ заинтересовались коррупционной схемой продажи арестованных активов российского «Газпрома» — 16 650 штук простых именных акций ПАО «Газтранзит», 40,2% от общего количества.

Изначально ПАО «Газтранзит» создавалось российским «Газпромом», как владельцем транзитного газа, НАК «Нафтогаз Украины», как транзитером, и турецкими АО «Турусгаз» и АО «Трансбалкан», как основными потребителями. Причем украинской и русской стороне принадлежали пакеты по 40,2% акций.

В 2016 году АМКУ оштрафовал «Газпром» более чем на 85 млрд гривен за злоупотребление монопольным положением на рынке транзита природного газа по территории Украины. В 2017 году суд обязал «Газпром» выплатить Украине более 171 млрд гривен за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции.

40,2% акций «Газпрома» в ПАО «Газтранзит» продали в январн 2019 года на фондовой бирже ПФТС за 41 млн гривен. При этом изначально акции оценили более чем в 630 млн гривен, но позже через частное ООО «Ника-Эксперт» провели еще одну оценку, занизили стоимость акций до 40 млн гривен и продали венчурному фонду «Голдмен» экс-нардепа от «Самопомощи» Андрея Журжия.

В феврале 2020 года Высший антикоррупционный суд арестовал спорные акции «Газтранзита», а 13 апреля передал их в управление Нацагентства по управлению коррупционными активами (АРМА). Их суммарная стоимость на тот момент составляла свыше 24 млн долларов.

Все эти активы в итоге оказались в распоряжении врио главы АРМА Виталия Сигидина и его замов — Владимира Павленко и Филиппа Пронина. Уже тогда появилась информация, что активами крайне заинтересовался глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев. Кроме него активами неофициально заинтересовались угольный бизнесмен Виталий Кропачев, Виктор Медведчук и глава «Оппоблока» Юрий Бойко.

Буквально спустя две недели АРМА объявило конкурс на поиск управителя данными акциями, причем условия изначально потихонечку прописывали под НАК «Нафтогаз Украины» — управитель должен был по условиям обязательно иметь опыт строительства и реконструкции магистральных газопроводов, компрессорных станций, газораспределительных сетей и станций и т.д., хотя управление акциями предусматривает, прежде всего, финансовую и юридическую спецификации. Ї

Между тем, у Андрея Журжия в фонде «Голдмен» тоже терять активы не хотели и уже в начале мая через суд попытались запретить АРМА их продажу — там, во-первых, указали на то, что полномочия вр.и.о. главы АРМА Виталия Сигидина по закону прекратились 25 февраля 2020 года и на данный момент любые его управленческие решения незаконны, с другой стороны в АРМА даже не оказалось акта приема-передачи акций.

Окружной административный суд Киева поддержал заявителей и запретил АРМА любые действия с акциями. Впрочем, чиновников АРМА это не остановило — 13 мая акции, по сути, достались Андрею Коболеву — вопреки решению суда АРМА предало их структуре «Нафтогаза Украины» АО «Укртрансгаз». Что же до решения суда, то Сигидин заявил, что не понял его содержания обратился за разъяснениями, тем временем передав акции Коболеву. По некоторым данным, это было сделано при содействии Главы Минюста Дениса Малюськи.
Интересно, что параллельно в Нацполиции и других силовых ведомствах открыли ряд уголовных дел в отношении руководства Нацагентства по управлению коррупционными активами, в том числе, и в связи с махинациями с акциями ПАО «Газтранзит».

На данном этапе и у Коболева возникла проблема — как оказалось, в АРМА изначально не смогли зарегистрировать в Национальном депозитарии свое право распоряжаться акциями, и выбрали АО «Укртрансгаз» управителем акций в обход закона без этой регистрации. Тем не менее, теперь АО «Укртрансгаз» также должно утвердить свое право распоряжаться акциями в Национальном депозитарии, однако там это право утверждать отказываются. В связи с этим АО «Укртрансгаз» пока не может зарегистрироваться для участия в общем собрании акционеров АО «Газтранзит», а Коболев не может получить контрольный пакет акций.

Между тем, контроль над предприятием означает контроль над всеми транзитными операциями и подземными хранилищами газа, а также над многомиллиардными потоками средств на строительство новых трубопроводов. Кроме того — у Коболева явно заинтересованы в нераспределенной прибыли ПАО «Газтранзит» за 2019 год, а это миллиард гривен. 40,2% акций «Газтранзита» и так принадлежали «Нафтогазу Украины», а теперь АО «Укртрансгаз» передают еще 40,2%, что позволит Коболеву контролировать 80,4% акций предприятия и принимать любые нужные решения.

Уже стало известно, что на собрании акционеров ПАО «Газтранзит» планируют поднять вопрос распределения той самой нераспределенной прибыли за 2029 год, миллиарда гривен. Согласно тексту проекта решения общего собрания акционеров, который попал в СМИ, его собираются пустить на выплату дивидендов, и «Нафтогаз Украины» с АО «Укртрансгаз» получат по 400 млн гривен. Причем если «Нафтогаз Украины» получит эти средства законно, как держатель 40,2% акций «Газтранзита», то АО «Укртрансгаз» в 2019 году управителем акций не являлось и права на дивиденды по закону не имеет.

Стоит отметить, что на данный момент единственное препятствие между Коболевым с чиновниками АРМА и этими 400 млн гривен — то самое согласование в Национальном депозитарии. По некоторым данным Коболев находится в стадии решения этой проблемы, и как только там утвердят право «Укртрансгаза» распоряжаться акциями, тут же будет объявлено общее собрание акционеров, на котором утвердят вышеописанный проект решения.

 

Exit mobile version