368.media

Экс-офицеры СБУ, вымогавшие 70 тысяч долларов у епископа из Одессы, остались на свободе

Апелляционная палата Высшего антикоррупционного суда оставила без изменений приговор Киевского райсуда Одессы о лишении свободы на 5 лет двух бывших сотрудников СБУ, которые требовали 70 тыс. долларов у настоятеля монастыря. Об этом редакция 368.media узнала из материалов производства по ч.4 ст 368 УК.

САП, не соглашаясь с квалификацией суда действий обвиняемых как мошенничество, а не получение взятки, решила обжаловать приговор. В частности пресс-служба прокуратуры сообщила, что апелляционный суд оставил решение почти без изменений, исключив только ссылки на протокол предъявления лица для опознания в качестве доказательства.
Экс-замначальника главного отдела защиты национальной государственности Одесского управления СБУ полковник Кузьма Иванов и экс-замначальника второго отдела главного отдела защиты национальной государственности подполковник Максим Галкин пугали служителя монастыря липовым делом.

По словам злоумышленников, правоохранители расследовали преступлений, где фигурирует служитель монастыря, его церковь и другие священнослужители. СБУшник сказал, что может составить заключение о причастности Диодора к преступлению, связанного с переоформлением земельного участка одного из прихожан в пользу монастыря, во время которого Диодор якобы использовал поддельную справку о дееспособности прихожанина. При этом, обвиняемый пригрозил, что может передать эту информацию для начала уголовного преследования, что будет иметь негативные последствия, как для Диодора, так и для авторитета всех представителей православной церкви Московского патриархата.
Тогда один из злоумышленников написал на папке «500 000 $» и поставил условие передать эти деньги, чтобы он не направлял материалы для открытия дела.
Наместник согласился на передачу денег, но сказал, что сможет дать только 70 тыс. долларов. Позже они договорились, что викарий передаст 50 тыс. долларов, а остальные, когда продаст свой земельный участок.

Позже обвиняемый пришел к настоятелю и получил указанную сумму. После передачи средств СБУшников задержали.

Суд решил, что обвиняемые действовали как частные лица. На допросе в суде епископ рассказал, что Иванов убеждал его, что «в связи с тяжелым положением в Украине, собрать соответствующие материалы для привлечения к уголовной ответственности очень легко, и власть не будет защищать лиц Украинской православной церкви Московского патриархата». СБУшникам он сообщил, что 500 тыс. долларов у него нет, есть только участок в Одессе, а больше нет никаких денег или недвижимости. Далее Диодор встретился с нотариусом, который сообщил, что его документы на земельный участок в порядке и никакого уголовного производства быть не может. Тогда он обратился на горячую линию СБУ и сообщил, что сотрудники ведомства требуют у него деньги и угрожают уголовным делом.

В судебном заседании суда первой инстанции Иванов и Галкин от показаний отказались. Их адвокаты настаивали на несоответствии полученных доказательств. Речь шла о том, что сначала в декабре 2015 делом занималась военная прокуратура Южного региона и только в январе его передали в НАБУ. Но суд проблемы в этом не увидел, поскольку производство регистрировалось безотлагательно и следственные действия военной прокуратурой проводились в порядке УПК.

Кроме того, в управлении СБУ сообщили, что заявления и сообщения о совершении епископом преступления в 2015 году к ним не поступали. В то же время информировали, что в 2014-2015 проводили относительно Диодора меры в соответствии со ст.8 закона о контрразведывательной деятельности. Но меры были завершены 11 ноября 2015, в связи с опровержением материалов, которые были основанием для контрразведывательной деятельности. Оперативно-розыскные мероприятия в отношении настоятеля монастыря вроде бы не осуществлялись.

Таким образом, суд установил, что в Одесском СБУ не было ни одного уголовного производства против епископа, а обвиняемые не имели права начинать расследование, так как не имели каких-либо материалов, которые могли бы быть основанием для начала досудебного расследования, не выполняли каких-либо поручений следователя или прокурора. В связи с этим суд решил, что экс-сотрудники СБУ действовали как частные лица. В частности, об этом свидетельствует тот факт, что один из обвиняемых представлялся как работник центрального аппарата СБУ, хотя работал в Одесском управлении. Суд избрал для Иванова и Галкина наказание в виде 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества. На момент вынесения приговора обвиняемые содержались под стражей и, по «закону Савченко», на день вынесения приговора в декабре 2017 они уже вроде отбыли 4 года тюремного заключения (один день предварительного заключения засчитывается как два дня лишения свободы). Таким образом, суд дал возможность обвиняемым освободиться под залог — 136 тыс. гривен и 128 тыс. гривен.

 

Exit mobile version