Аудиторы Счетной палаты установили, что за 2017-2019 годы жители зон наблюдения вокруг АЭС недополучили из госбюджета более 800 млн грн компенсации риска. Об этом говорится в результатах аудита Счетной палаты.
Почти 800 тыс. человек, проживающие в 30-километровой зоне вокруг атомных электростанций, за последние три года не получили должной гарантированной законом компенсации социально-экономического риска. Ответственный за проведение аудита — заместитель председателя Счетной палаты Андрей Майcнер.
Отмечается, что в Украине расположены 4 атомные действующих электростанции, доля АЭС составляет почти 48% общего объема производства электроэнергии в стране. В то же время, численность населения в зонах наблюдения, включая высококвалифицированный производственный персонал, сокращается. По данным Минрегиона и ГСЧС с 2015 года численность населения сократилась почти на 18 тыс. человек. На начало 2019 года в зонах наблюдения проживало почти 796 тыс. человек.
Сдержать отток населения и стимулировать к приезду новых жильцов может компенсация риска. Она предусматривает создание и надлежащее содержание объектов, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности людей, в том числе защитных сооружений, обеспечение населения средствами индивидуальной защиты, препаратами стабильного йода, улучшения условий труда и проживания жителей этих зон.
Общая сумма субвенции на эти цели за 2017-2019 годы составила 412,5 млн гривен. Ежегодно на компенсацию риска направляют 137,5 млн гривен. При этом, каждый год жители зон наблюдения недополучали как минимум почти 250 млн гривен компенсации.
Таким образом, за 2017-2019 годы жители зон наблюдения вокруг АЭС недополучили более 800 млн гривен компенсации риска. Почти 800 тыс. жителей этих территорий остались без должной им компенсации, потому что только треть целевого сбора с АЭС направлена из госбюджета на соответствующие меры. Андрей Майснер
Аудиторы Счетной палаты установили, что большая часть выделенных денег — более 310 млн гривен из 353,3 млн гривен пошли на строительство и ремонт объектов социальной инфраструктуры, 32,6 млн гривен — ремонт защитных сооружений гражданской обороны, 9,7 млн гривен — на закупку препаратов калий-йода, респираторов, проведения обучения. За указанные средства проведен ремонт на 91 защитном сооружении и 472 объектах специальной социальной инфраструктуры — заведениях образования и медицины, дорожной инфраструктуры. В то же время аудиторы обнаружили, что ремонт на защитных сооружениях в Волынской, Днепропетровской, Запорожской, Николаевской, Ровенской и Хмельницкой областях существенно не повысил уровень их готовности, так как часть противорадиационных укрытий размещена в подвалах многоквартирных домов, где созданы ОСМД. Коммунальные службы часто имеют проблемы с доступом к этим помещениям, а приобретенное оборудования и мебели для укрытий содержатся ненадлежащим.
Аудиторы также установили, что Минрегион и Минфин распределили средства на 2018 год между местными бюджетами, руководствуясь устаревшими данными по плановому годовому объему товарной продукции соответствующей АЭС и численности жителей зоны наблюдения. Поэтому, например, областной бюджет Днепропетровской области получил почти 743 тыс. гривен, Никополя — более 750 тыс. гривен, Марганца — более 500 тыс. гривен, а Энергодара (Запорожская область) — почти 640 тыс. гривен.
Также сотрудники Счетной палаты выявили проблемы с освоением выделенных средств. В частности, за три года возвращено в государственный бюджет 59,2 млн гривен (14,4%). Ежегодно не использовалось 17-22 млн гривен (12-16%) средств субвенции.
Аудиторы обнаружили факты, что из-за ненадлежащего контроля за выполнением подрядчиками договоров на местах иногда средства фактически вообще не использовались. Так, в 2017 году в Васильковском районе Запорожья не использовано почти 94% средств, а в Энергодаре — почти 89%. В 2018 и 2019 годах хуже средства субвенции осваивались в Николаевской области. Еще 16 млн гривен использованы неэффективно.
Несмотря на реформу децентрализации, распределение субвенции не предусмотрено бюджетам объединенных территориальных общин, функционирующих в таких зонах. В общем 46 ОТГ, созданные в зонах наблюдения на конец 2019 года и,которые имеют прямые отношения с бюджетом, ограничены в правах.
Кроме того, в Волынской, Запорожской, Николаевской, Ровенской и Хмельницкой областях аудиторы обнаружили нарушения законодательства по вопросам градостроительной деятельности со стороны заказчиков и подрядчиков на сумму 47,6 млн гривен. Чиновники не утвердили титулы объектов строительства, были занижены гарантийные сроки качества выполненных работ, выполнялись работы не предусмотренные проектно-сметной документацией, а также построенные и отремонтированные объекты использовались без ввода их в эксплуатацию.
В Запорожской, Николаевской, Ровенской и Хмельницкой областях установлены нарушения в сфере публичных закупок на сумму 51,2 млн гривен, где завышались объемы и стоимость закупок, неправомерно определялись победители тендеров и выявлены факты дискриминационных требований в тендерной документации.
Аудиторы Счетной палаты выявили факты использования бюджетных средств с нарушениями законодательства на сумму почти 5 млн гривен (больше всего в Ровенской — 1,8 млн гривен и Хмельницкой — 2,3 млн гривен областях). Из-за этого убытки причиненные государству составляют 2,1 млн гривен. Установлено, что не выполнялись требования по предварительной оплате выполненных работ, при строительных работах применялись запрещенные материалы, оплачивались невыполненные или непредвиденные договорам работы.
Аудиторы установили 9 случаев неправомерных действий с признаками уголовных преступлений со стороны распорядителей средств субвенции и отдельных подрядчиков. Счетная палата отмечает необходимость усовершенствования механизма соответствующей субвенции. Речь идет о зачислении сбора в специальный фонд госбюджета, нормирование системы контроля за его взысканием, урегулирование вопроса распределения средств субвенции бюджетам ОТГ, четкое определение возможности использования средств субвенции на выполнение ряда других мероприятий по улучшению условий проживания и труда населения, проживающего на ТЗС.