368.media

Убрать куратора «Центрэнерго»: как в ГБР из-под палки дела расследуют

В сети интернет опубликовали запись беседы главы ГБР Романа Трубы и начальника второго отдела первого управления досудебных расследований Максима Резниченко, в ходе которой те обсуждают расследование уголовных дел в отношении ПАО «Центрэнерго» и угольного бизнесмена Виталия Кропачева. Об этом сообщил телеграм-канал «Трубу прорвало» , ссылаясь на записи из кабинета директора бюро, сделанные прослушивающим устройством.

Разговор между Трубой и Резниченко произошел 28 августа 2019 года — Резниченко зашел к Трубе доложить о результатах встречи с людьми из орбиты олигарха Игоря Коломойского, которых интересовало расследование дел в отношении схем «Центрэнерго».

Роман Михалыч, смотрите, у них задача стоит – есть такой человек, Кропачев, который негласно курирует «Центрэнерго». У них задача – поработать по этому Кропачеву и его окружению. Максим Резниченко

При этом на вопрос Трубы, указывали ли люди Коломойского на какие-то реальные правонарушения, Резниченко сообщил, что «работать» по Кропачеву просят в любом случае.

Ну они просто говорят — надо поработать по этому вот Кропачеву. А как поработать? Ну, вот если вы дадите добро, то мы вам какую-то информацию дадим, какие-то телефоны, контакты. Я так понимаю, что его нужно оттуда просто убрать и поставить кого-то, как «смотрящего» за «Центрэнерго». Максим Резниченко

При этом, что касается давления на «Центрэнерго», то, по словам Резниченко, администрации предприятия люди Коломойского угрожали уголовным производством по факту растраты имущества по ст. 191 УК, в то время, как в производстве первого отдела первого управления досудебных расследований ГБР находится дело по факту служебной халатности по ст. 367. Впрочем, на каком этапе находится расследование по этой статье ни Труба, ни Резниченко на момент беседы оказались не осведомлены.

Есть проблема. Производство находится в первом отделе. Оно находится физически у следователя, которого я не знаю, я с ним не работал. Как вариант, если заниматься, его, как минимум, нужно перекинуть. Чтоб не было утечек. Что там происходит с производствами, я не знаю. Мне перебросили справку. У меня есть информация, что пришли к людям в «Центрэнерго». Сказали — у вас есть проблема с электричеством. Их там качает кто-то со стороны. Максим Резниченко

Уголовных производств в отношении фирм Кропачева у правоохранителей на данный момент более чем достаточно, однако расследование по ним до «постановки задач» извне особой активностью не отличалось. Так, еще весной в САП заявили об открытии целого ряда производств.

Ранее было начато досудебное расследование по ч. 2 ст. 364 УК по факту завладения имуществом «Центрэнерго» за счет незаконного конкурса по приватизации принадлежащего государству пакета акций этого общества — более шести миллиардов гривен, которые должны были быть получены от такого отчуждения, незаконно вывели из «Центрэнерго» и «отмыли» через подконтрольные конвертцентры в 2016-2018 годах. В деле фигурируют покровитель Кропачева экс-нардеп от «БПП» Игорь Кононенко и бывшим президент Петр Порошенко. Интересно, что, несмотря на вступление в силу закона о снятии депутатской неприкосновенности, экс-глава государства в 2020 году продолжает игнорировать допросы в ГБР.

Кроме того, администрацию  «Центрэнерго» по ч. 5 ст. 191 УК подозревают в сговоре при закупках угля с принадлежащим Кропачеву ООО «Шахтерсктранс», что привело к масштабной растрате бюджетных средств. Как мы писали ранее, кроме всего прочего это привело к тому, что ГП «Госуглепостав», которого вытеснило с рынка ООО «Шахтерсктранс», с более чем 33 млн гривен прибыли в 2017 году скатилось до более чем 38 млн гривен убытков в 2019 году. Кроме того, в отличие от ГП «Госуглепостав», структуры Кропачева поставляли «Центрэнерго» уголь по завышенной стоимости, что привело к убыткам на общую сумму около 170 млн гривен.

Еще одна фирма Кропачева, «Укргидроэнерго», также фигурирует в уголовном производстве по ч. 5 ст. 191 УК — администрацию компании и чиновников ЧАО «Нижнеднестровская ГЭС» обвиняют в сговоре и незаконной передаче имущества ГЭС на сумму 1,1 млрд грн «Укргидроэнерго».

Кроме того, в ГБР и НАБУ расследуют деятельность Кропачева и его китайских партнеров из «Сани Украина. Тяжелое оборудование». Их совместное предприятие «Сани Украина» в течение длительного времени выигрывало тендеры на поставку горного оборудования для государственных шахт. Оборудование поставляли по завышенным ценам, в результате чего государственному бюджету был нанесен ущерб на сумму свыше 110,5 млн гривен.

Тем не менее, до официальных указаний «надавить» на Кропачева расследованию этих дел в антикоррупционных органах много времени не уделяли. К примеру, по фактам поставок дорогого китайского оборудования в ГБР в еще в июле обратились в суд с просьбой предоставить доступ к необходимым документам, с тех пор никаких судебных и процессуальных решений по этому делу не зарегистрировано.

Напомним также, на данный момент противостояние структур Виталия Кропачева и людей Игоря Коломойского в энергетическом государственном секторе, а также возобновление импорта электроэнергии из России и Белоруссии привело к коллапсу в угольной промышленности и вынужденной остановке энергоблоков на ТЭС.

Exit mobile version