СБУ начала расследовать как диверсию повреждение турбогенератора Хмельницкой атомной электростанции. Об редакция 368.media узнала из материалов дела.
В середине октября суд по ходатайству СБУ назначил судебно-трасологическую экспертизу, которая должна установить, как образовалось повреждение генератора и как посторонний предмет (тампон) попал в шланг при ремонте. Уголовное производство открыли 30 августа по ст. 113 УК (диверсия).
Следствие считает, отрудники ГП «НАЭК «Энергоатом» и его структурных подразделений при проведении ремонта генератора турбогенератора энергоблока № 1 обособленного подразделения «Хмельницкая АЭС» «с целью ослабления государства совершили умышленные действия, направленные на повреждение объекта, имеющего важное народнохозяйственное значение».
В частности, в июле 2018 года на основании регламента выполнения ремонта комиссия электроцеха ХАЭС сформировала предварительный объем работ, а именно снятие торцевых щитов генератора, вывод ротора, обзор в доступных местах обмотки статора, дефектация узлов и элементов, контрольные проверки и испытания, замена расходных материалов, сборка и испытания генератора. Проведение ремонтных работ генератора осуществлялось работниками «Атомремонтсервиса» в соответствии с технологической документацией электрогенератора. Акт приемки электрогенератора по ремонту подписали 29 июля текущего года. Именно в этот период началась подготовка электрогенератора к вводу в эксплуатацию.
В августе в соответствии с рабочей программой пусковых испытаний блока генератор-трансформатора началось проведение предпусковых операций по выводу энергоблока № 1 ХАЭС. В ходе выполнения рабочей программы в результате межфазного короткого замыкания обмотки статора турбогенератора произошло повреждение элементов статора и ротора. Другие составные части турбогенератора повреждены не были, а только загрязнены продуктами термического повреждения.
Кроме того, в напорном фторопластовом шланге нижнего стержня 41Н статора обнаружили посторонний предмет (тампон), который возможно стал причиной того, что дистиллят не попадал в водяную камеру стержня и не обеспечил штатное его охлаждение, что привело к перегреву нижнего стержня.
Тампон признали вещественным доказательством в деле.
В результате аварии ХАЭС отсрочила подключение энергоблока №1 к энергосети на 3 месяца.