368.media

Давид Вашадзе: «Артхаусные фильмы – культурное наследие Грузии»

Какой же путь кино проходит после творческих исканий, написания сценария, съемок и как попадает к нам на экраны? Об этом мы поговорили с директором департамента дистрибуции и экспорта Национального центра кинематографии Грузии Давидом Вашадзе. В эксклюзивном интервью 368.media Давид Вашадзе рассказал о некоммерческого кино в Грузии, о своем взгляде на развитие украинского кинематографа и о том, как распознать киношедевр. Давид родился в 1983 году в маленьком грузинском городе Чиатура, а в 12 лет с семьей переехал в Тбилиси. Учился в Институте общественных дел Грузии (GIPA), который является ведущим центром высшего образования в направлении государственного управления, права, международных отношений и журналистики. Кстати, его брат Георгий ранее занимал должность заместителя министра юстиции в Грузии, а сейчас влился в новую команду Михаила Саакашвили, чтобы помочь создать центр предоставления административных услуг.

Чем занимается департамента дистрибуции и экспорта Национального центра кинематографии Грузии?

Непосредственно дистрибуцией мы не занимаемся. Кинопрокатный рынок у нас все еще на стадии становления. В стране действует около 15 кинотеатров, из них две трети работают круглый год. Поэтому кинотеатры сами являются прокатчиками, они приобретают права на прокат как грузинских, так и зарубежных фильмов. Киноцентр поддерживает независимое кино, артхаусное, у которого не так много зрителей. Мы спонсируем компанию по участию кинолент на различных кинофестивалях, где они смогут найти себе дистрибутора и выйти в прокат. В прошлом году на церемонии «Оскар» были представлены два наших фильма «Кукурузный остров» Георгия Овашвили и «Мандарины» Заза Урушадзе. Мы финансировали кампании и нужно отметить, что они оба прошли в short-list, а в номинацию «Оскар» попал только фильм «Мандарины». Но это Дауже большая победа для грузинского кино.

По каким критериям вы отбираете фильмы на кинофестивали? Сможете ли сразу определить, что этот фильм займет призовые места и будет иметь успех у зрителей и кинокритиков?

Мы все-таки государственная организация и помогаем всем фильмам, не делаем отбор и выбор. Большинство это некоммерческое кино. Но, когда смотришь фильм, то уже понимаешь уровень и на какой фестиваль его можно предложить. За последние годы украинское кино очень поднялось, выросло качество украинского кинематографа. Я думаю нужно еще плотнее сотрудничать с разными странами и создавать совместные продукты, тогда фильм становится сильнее. И его съемка проходит совсем по-другому. Когда несколько лет трудишься над проектом, находишь платформы и локации для съемок, ищешь сопродюсеров, вместе проходите сценарий, который становится усовершенствованным и после этого приступают к съемкам. Фильм получается сильнее.

Киноцентр был создан для поддержки авторского и некоммерческого кино. Почему грузинское государство поддерживает именно артхаусный кинематограф?

Грузинское государство поддерживает артхаусное кино, у которого небольшая аудитория и оно себя не окупает. Именно эти фильмы составляют культурное наследие, поэтому государство финансируют и субсидируют такие проекты.

Вы были на многих кинофестивалях за границей и можете сказать, какие фильмы больше всего привлекают зрителя? Какой жанр более удачлив и популярен?

Могу сказать, что больше всего пользуются популярностью социальные драмы, те проблемы, которые есть в нашей стране. В прошлом году в Америке прошел показ грузинских фильмов. На нем было представлено 45 фильмов. Показы, которых проходили в разных городах и сейчас такие показы будут организованы в Торонто. Американский зритель смотрел на наше кино, как на экзотику. Не знаю, хорошо это или нет. Мнения разные. Кто-то говорит, что наши фильмы должны перестать быть экзотикой для иностранного зрителя. Кто-то наоборот говорит, что это хорошо. Мы этими фильмами показываем и знакомим зрителей с других стран со своей культурой и традициями. Эти фильмы открытые и честные. Сами грузинские режиссеры больше снимают драму.

Как проходит сотрудничество с русским кинематографом? Ведь, есть удачные проекты как «Любовь с акцентом», которая снята грузинским режиссером Резо Гигинеишвили с множеством звезд русского и грузинского кинематографа и популяризирует Грузию, как страну любви.

Отношения России и Грузии из-за политических вопросов довольно неоднозначные, конечно, это влияет и на киноиндустрию, но при этом хочу заметить, что грузинское кино довольно успешно покупают и показывают в небольших российских кинотеатрах, а российские фильмы показывают в Грузии. Так, например, сейчас российский дистрибьютор взял в прокат фильм «Мандарины». Также фильм «Любовь с акцентом» был очень успешен не только по прокату, но и по рекламе страны. Много туристов из России, посмотрев этот фильм, приехали в Грузию. Тем более, тогда президент Грузии сделал безвизовый въезд для граждан России. До этого была сильная пропаганда, что в Грузии все плохо, нет нормальной жизни, а такой красивый и позитивный фильм наоборот разрушил этот миф. Это пример того, как фильм может повлиять на популяризацию страны и повышению ее имиджа.

Как должно развиваться кино, и насколько сильна в этом роль государства?

В Украине сейчас много талантливых молодых режиссеров, которые занимаются созданием фильмов. Кинорынок же зависит от экономической ситуации в стране. И когда экономическая ситуация в стране будет улучшаться, то и кинорынок станет развиваться. Я думаю, что у Украины есть все шансы стать одной из успешнейших стран Европы, но это вопрос времени. Сейчас насколько я знаю, украинское государство не может выделить даже те деньги, которые заранее вроде бы закладываются на поддержку кино и выделения грандов. Самое главное, чтобы выделялась гарантированная сумма денег на проект и все конкурсы на этот грант проходили честно и открыто. У нас в Грузии все проходит прозрачно, финансирование выделяется сильным проектам, а не потому, что кто-то кого-то знает или в проекте стоит имя знаменитого режиссера. В прошлом году был скандал, что в конкурсе на государственное финансирование участвовали молодые режиссеры и знаменитый режиссер Эльдар Шенгелая. И молодые режиссеры получили финансирование. Это показывает то, что жюри конкурса выбрали лучший проект, а не имя. В Грузии киноиндустрия маленькая и все знакомые и друзья. Но выбирают сильные проекты, поэтому режиссеры не расслабляются.

Как развивается киноиндустрия в Грузии сейчас?

У нас сейчас есть несколько фильмов, которые очень успешно продавались в разных странах мира. Кроме работы команды продюсеров и пиарщиков, такой результат зависит еще и от выбранной темы. Фильм «Мандарины» после номинации на премию «Оскар» был продан в 25 стран мира. Фильм «Кукурузный остров» очень успешно прошел в европейском прокате. Это все артхаусный кинематограф. Есть достижения, которыми мы можем гордиться.

Какой жанр кино нравится вам?

Мне нравится драма. Все зависит от настроения. Иногда хочется посмотреть фильм «Меланхолию» Ларса Фон Триера и послушать Вагнера. Смотрю и американские фильмы, но не очень коммерческие и масштабные, где все предсказуемо.

Должен ли артхаус оставаться элитарным и закрытым или можно его вывести на большой экран? Привить зрителю хороший вкус?

Это трудно. В любом искусстве, тол и это кино, музыка, живопись есть такие произведения, которое мы называем элитарными, не для масс и многим оно не нравится. Но есть фильмы, которые, не смотря на свою элитарность очень успешны и выходят на большой экран. Сейчас стараются найти сочетание или золотую середину между элитарным и более понятным большинству. Уровень и стандарты в кино поднимаются. Раньше главное было передать атмосферу в кино, сейчас современная жизнь очень изменилась благодаря маркетингу. Зрителю теперь не хватает просто атмосферы в кино, он хочет все понимать и получить ответы на возникающие вопросы. В артхаусном кинематографе ты не всегда получаешь ответы на свои вопросы, и многие думают, что это ошибка режиссера. Но ведь, главное не получить ответ и разложить фильм логически по полочкам. Главное прожить эти полтора или два часа вместе с кино, окунуться в эту атмосферу, прочувствовать историю, пережить целый ряд эмоций вместе с героями. Многие люди говорят, что посмотрев такой фильм ничего не поняли, почему так он закончился. Ведь, режиссер оставляет тебе выбор решить самому как фильм закончился. Коммерческое кино уже создает предсказуемый сюжет с понятной концовкой. Зрителя программируют на определенные чувства и эмоции не давая выбора.

Планируются ли сейчас какие-то совместные проекты Украина-Грузия?

Я сейчас не могу сказать, как называется проект, но фильм будет про Крым. Съемки пройдут в Грузии. Думаю, мы будем и дальше плодотворно сотрудничать. Украинские и грузинские режиссеры будут создавать качественное и интересное кино.

Беседовала Ольга Щука

Exit mobile version